Любой позитивный рецепт, любой оптимизм содержит элемент
теодицеи – оправдания мира как он есть, несмотря на всё его зло – как будто бы могло быть данностью, что мир может стать и станет лучше.
Мы уже знаем, что теория прогресса пытается заштопать эту прореху, введя позитивную
теодицею.
Это учение хотело доказать данными научного опыта неизбежность наступления социалистического способа производства, составляющего вместе с тем и идеал современного человечества; насколько оно касается будущего, это учение представляет очень типичный и наиболее яркий пример научной
теодицеи (в выше охарактеризованном смысле).
Оно лишило силы аргументацию, лежавшую в основе
теодицеи XVIII века.
Не зря
теодицея остаётся едва ли не самой каверзной проблемой христианской философии, ибо в самом деле – как согласиться, примирить, оправдать?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: акуметрия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хасс выступает как антрополог и показывает, что эта форма секулярной
теодицеи глубоко структурирована нарративом, однако не в узком литературоведческом смысле.
Если при политеизме амбивалентность святости и скверны в отношении сакрального вообще и сакрализации власти в частности была внутренне оправданна и логична и потому правитель мог демонстрировать обе эти стороны, чтобы доказывать свой авторитет, то монотеизм оказался перед проблемой
теодицеи вообще и оправдания жестокости светской власти в частности.
Группа ответов, которые утверждают, что в настоящий момент нет ответа на вопросы
теодицеи – на сегодняшний день является одним из самых популярных – если не решений, то хотя бы тезисов на эту тему.
Помимо опровержения языческого взгляда на мир, она содержит описание отношений между civitas Dei и civitas mundi и небезосновательно называется
теодицеей или философией истории.
Теодицея группы II получает больше внимания в исторических ответах.
Весьма характерно в этом отношении развитие внутренней логики
теодицеи.
Учитывая долгую историю поисков, похоже, что вряд ли нам удастся найти очевидную и абсолютно удовлетворительную
теодицею.
Как уже говорилось в первом параграфе, если при политеизме амбивалентность святости и скверны не воспринималась как противоречие и правитель мог демонстрировать ничтоже сумняшеся обе эти стороны, чтобы доказывать свой авторитет, то монотеизм оказался перед проблемой
теодицеи вообще и оправдания жестокости светской власти в частности.
Культура европейского барокко XVII в. являет собой пример сочетания духа антроподицеи и духа
теодицеи, человеческого и божественного, секулярного и сакрального, свободы и ответственности.
Теодицея относится к догматическому основанию религии и напрямую связана с проблемой творения.
Этим усилиям религиозного разумного человека противоборствуют нерешённые задачи
теодицеи.
Многие из этих
теодицей появляются в похожей форме и в нееврейских традициях.
Другие предлагаемые решения проблемы зла, некоторые из которых перекрещиваются с
теодицеями еврейской традиции, включают в себя следующие: зло есть иллюзия, зло есть лишь лишение добра, зло должно существовать в качестве аналога добра;124 зло есть побочный продукт операций законов природы; присутствие зла выявляет в людях хорошее.
Интересны две поэмы на аккадском – «Невинный страдалец» и «Вавилонская
теодицея».
Страдание всегда шло рука об руку с надеждой индивида на спасение, а «надежды на спасение почти всегда порождали
теодицею страдания», выходом из которого не всегда, однако, была рационализация картины мира и создание метода или рациональной этической модели жизни.
Хотя через несколько тысяч лет традиционных разъяснений, редакций, толкований, рассмотрений и chiddushim (новых прозрений) может создаться впечатление, что иудаизм, как правило, не склонен оставлять свободные концы, это не так в случае
теодицеи.
Этим актом – своеобразным самооправданием божества – в христианстве, по существу, закончился процесс
теодицеи, оправдания бога.
Устоявшиеся старые и новые
теодицеи созданы по правилам своего жанра и не имеют больше значимости, чем другие виды письменности.
Проблема
теодицеи веками ставит в тупик верующих и подпитывает атеизм.
Постановке этической проблемы предшествует
теодицея.
Традиционная
теодицея теологических учений разрешает ли мучительную проблему, объясняет ли она происхождение зла?
Предметами работы в антроподицее могут стать соотношение речи и языка, понятия, символы, типы духовного возрастания человека, предпосылки же для позитивного выявления всего этого обнаруживаются и формируются в структуре
теодицеи.
Но с другой стороны, если не считать, что соотношение хода
теодицеи и антроподицеи уже момент совершенный, что о.
Недоумение перед смертью, неубедительность
теодицеи, сомнение в свободе воли, реальность чужого «я», ощущающего себя центром мира, как и собственное «я» – всё это остаётся источником того, что современным философским языком именуют экзистенциальной тревогой.
Упомянутые нами примеры трансформации
теодицеи каждый раз происходили в соответствии с изменяющимся социокультурным фоном, в каждом случае достаточно органично согласовываясь с ним, хотя и приводя к неожиданным результатам.
В этом движении получает своё назначение, осуществляет подлинную
теодицею и церковная иерархия: ведь по существу своему она есть не что иное, как совершенное отображение духовно-космического порядка.
Но в таком случае проблема
теодицеи отпадает, как ненужная.
Аналогия современности это перевёрнутая
теодицея.
На поверхности
теодицей – эквилибристика слабоумия и остроумия, напускного благочестия и посконной искренности, а под гримом ущербного пафоса виднеется подлинная цель богооправдания: защищая ниспосланный порядок, люди сознательно, а чаще неосознанно хотят узаконить и облагородить своё неуёмное желание пульсировать и размножаться любой ценой, даже под гнетущими переливами дамоклова меча.
Мужчина: А мою «Экуменистическую
теодицею с двенадцатью примечаниями»?
Кому-то может не понравиться, а автору «Начал тёмной и светлой сторон бытия» и «Экуменистической
теодицеи с двенадцатью примечаниями» – самое оно.
Теодицея учёных – христиан, проста: они отрицают сам факт существования зла, так как зло, считают эти учёные, существует лишь в нашем воображении…
Так что сию
теодицею треба розжувати.
Из-за постоянных проблем с
теодицеей первый небесный самодержец стал первым человеком из подполья (или подростком).
Вот первозданная глушь и африканская
теодицея, переложение «Божественной комедии» на местный язык: «…Вскоре я очутился на окраине леса, и тьма этого леса была богом».
Если это был бог, если он заложил в нас подобные инстинкты – хоть всего меня истыкайте
теодицеями и прочей чушью, а я в него не поверю.
Ведь если всё оно определено однозначно, никакого места не остаётся для свободы воли, рушатся самые основы морали и никакая
теодицея становится невозможной.
Мало кто занимается сегодня
теодицеями, зато почти все убеждены в том, что зло есть почва и дом человеческой души, а если и не зло, то внеморальное природное существование, состоящее в пожирании слабых сильными, которое отличается от зла одним названием.
Такова логика бердяевской
теодицеи, мне, кстати, вовсе не близкая.
Вот такая простая
теодицея.
Но
теодицея давно живёт своей жизнью – за пределами узко теистических или доктринальных контекстов.
Иными словами, помимо неявно подразумеваемой
теодицеи, проблема эсхатологической метафизики включает в себя также оправдание творения мира и мировой истории и оправдание человеческого духа, того единственного, что способно придать смысл бытию человека в мире.
Цель ранних теорий
теодицеи в целом была скромной, а именно, защитить справедливость существующей веры.
Недостаточно для
теодицеи быть просто эмоционально интригующей для нескольких богословов в башне из слоновой кости.