Цитаты из русской классики со словом «теодицея»
Рациональная теология создала не только ложную
теодицею, которая, в сущности, оправдывает не Бога, а безбожие, она создала и ложное учение о Промысле Божием в мире.
В сущности, не Бог оправдывается в
теодицее, а мир оправдывается Богом, с миром примиряется наше сознание.] невозможна, то бытие не имеет никакого смысла и никакого не может иметь оправдания.
Рациональная
теодицея, вроде, например,
теодицеи Лейбница, ведет к атеистическому восстанию, к отрицанию Бога.
Но
теодицея есть оправдание Бога не с точки зрения нашего добра, а с точки зрения возникновения самого различения между добром и злом.
— В бога, требующего
теодицеи, — не могу верить. Предпочитаю веровать в природу, коя оправдания себе не требует, как доказано господином Дарвином. А господин Лейбниц, который пытался доказать, что-де бытие зла совершенно совместимо с бытием божиим и что, дескать, совместимость эта тоже совершенно и неопровержимо доказуется книгой Иова, — господин Лейбниц — не более как чудачок немецкий. И прав не он, а Гейнрих Гейне, наименовав книгу Иова «Песнь песней скептицизма».
Проблема столкновения личности и мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема
теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Теодицея, оправдание Бога и есть оправдание смысла зла.
Либерализм составляет последнюю религию, но его церковь не другого мира, а этого, его
теодицея — политическое учение; он стоит на земле и не имеет мистических примирений, ему надобно мириться в самом деле.
В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и
теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема — проблема человека, его назначения, оправдания его творчества.
Поэтому наличность в жизни зла и несправедливости властно ставит перед нами задачу
теодицеи, задачу оправдания божества перед лицом мирового зла.
Свобода для него есть и антроподицея и
теодицея в ней нужно искать и оправдания человека и оправдания Бога.
Если зло и страдания жизни, смерть и ужас бытия не являются результатом предмирного преступления богоотступничества, великого греха всего творения, свободного избрания злого пути, если нет коллективной ответственности всего творения за зло мира, нет круговой поруки, то
теодицея [
Теодицеей называется проблема оправдания Бога, но само это словосочетание вызывает возражение.
Если бы не было различения добра и зла, не было бы зла, то никогда бы не возникла ни проблема
теодицеи, ни проблема этики.
Проблема
теодицеи не разрешима объективирующей мыслью в объективированном миропорядке, она разрешима лишь в экзистенциальном плане, где Бог открывается, как свобода, любовь и жертва, где Он страдает с человеком и борется с человеком против неправды мира, против нестерпимых страданий мира.
Традиционная
теодицея теологических учений разрешает ли мучительную проблему, объясняет ли она происхождение зла?
Если
теодицея есть суд над Богом с точки зрения нашего добра, то она есть ложная проблема.
Теодицея есть лишь защита Бога от человеческих понятий о Боге, от возведенной на Него клеветы.
Возрождение религиозного смысла жизни связано с сознанием источника мирового зла, с окончательным решением проблемы
теодицеи.
Острое переживание проблемы
теодицеи, как мы видим, например, у Достоевского в его диалектике о слезинке ребёнка и о возвращении билета на вход в мировую гармонию, есть восстание против идеи бытия, как царства универсально-общего, как мировой гармонии, подавляющей личное существование.
Когда отрицают существование Бога на том основании, что мировая и человеческая жизнь полна зла и страдания (проблема
теодицеи), то в этом нет никакого интеллектуально-познавательного аргумента против существования Бога, а есть лишь выражение страстного эмоционального состояния, заслуживающего, впрочем, большого сочувствия.
С этим связана проблема
теодицеи, самая мучительная проблема человеческого сознания и совести.
Русский атеизм возник по моральным мотивам, вызван невозможностью разрешить проблему
теодицеи.
Традиционная
теодицея, в сущности, совсем не разрешает проблему зла.
Нет ничего более жалкого, чем решение этой проблемы, которая и есть проблема
теодицеи, в большей части богословских доктрин.
Проблема
теодицеи была для меня прежде всего проблемой свободы, основной в моей философской мысли.
Гомеровский эллин умел совмещать в своей душе настроения, казалось бы, совершенно несовместимые: глубоко религиозное отношение к жизни и полнейшее отсутствие потребности в
теодицее или в космодицее.
Но никто, кажется, не поставил острее проблему страдания, как проблему
теодицеи, чем Достоевский, и никто с такой силой не раскрывал внутреннюю диалектику этой проблемы.
Постановке этической проблемы предшествует
теодицея.
Надобно признаться, дева-родильница совсем не идет в холостую религию христианства. С нею невольно врывается жизнь, любовь, кротость — в вечные похороны, в Страшный суд и в другие ужасы церковной
теодицеи.
Религиозный характер русских течений выражался уже в том, что более всего мучила проблема
теодицеи, проблема существования зла.
— Сын мой, покойник, написал небольшое сочинение, опровергающее Лейбница и вообще всякую
теодицею, как сугубую ересь и вреднейшую попытку примирить непримиримое.
Много писали оправданий Бога,
теодицей.
Этика потому только и существует, что есть проблема
теодицеи.
И оправдание слезинки ребенка стало для него возможностью
теодицеи.
В центре моего религиозного интереса всегда стояла проблема
теодицеи.
Быть может, антроподицея есть единственный путь к
теодицее, единственный не изжитый и не исчерпанный путь.
И
теодицея может судить Бога лишь с точки зрения того, что Бог открыл нам о себе.
Я теперь передаю на память главную мысль Витберга, она у него была разработана до мелких подробностей и везде совершенно последовательно христианской
теодицее и архитектурному изяществу.
Читая Фогта, многим обидно, что ему ничего не стоит принимать самые резкие последствия, что ему жертвовать так легко, что он не делает усилий, не мучится, желая примирить
теодицею с биологией, — ему до первой как будто дела нет.
Так пишет Достоевский свою изумительную
теодицею, которая есть также и антроподицея.
В
теодицее Лейбница зла не существует.
Теодицея невозможна в отношении к такому Богу.
Его мучила проблема
теодицеи.
Христос — единственная
теодицея.
Синонимы к слову «теодицея»
Предложения со словом «теодицея»
- Мы уже знаем, что теория прогресса пытается заштопать эту прореху, введя позитивную теодицею.
- Проблему теодицеи богословие решает очень просто: «за грехи».
- Это учение хотело доказать данными научного опыта неизбежность наступления социалистического способа производства, составляющего вместе с тем и идеал современного человечества; насколько оно касается будущего, это учение представляет очень типичный и наиболее яркий пример научной теодицеи (в выше охарактеризованном смысле).
- (все предложения)
Сочетаемость слова «теодицея»
Значение слова «теодицея»
ТЕОДИЦЕ́Я, -и, ж. Религиозно-философское учение, пытавшееся согласовать существование в мире зла и несправедливости с идеей мудрости, благости и всемогущества бога. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТЕОДИЦЕЯ
Дополнительно