Между намерениями славянофилов и евразийцев, между лозунгами
панславизма и мировой революции разница только в методах, а не в целях и сути.
Припомнили ему вклад в сохранение нацией самое себя и в поддержание
панславизма в чёрную годину безвременья.
Отдельное внимание уделялось
панславизму и росту славянского национального самосознания.
Роль
панславизма в официальной российской политике не стоит преувеличивать и в отношении второй половины столетия, когда российское общество было весьма озабочено судьбой сербов и болгар.
Наконец, славяноведение питалось панславистскими идеями и щедро финансировалось императорской казной именно как научное обоснование
панславизма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: текстолог — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если кто-то не слышал данного определения,
панславизм означает необходимость славянского национального и политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности.
Как-то это попахивало
панславизмом для тех, кто был в курсе, о чём идёт речь.
Например. благие идеи
панславизма омрачились националистическими устремлениями.
Публицист и социолог, идеолог
панславизма.
В советский период времени идеология
панславизма была заменена на интернационализм, который превосходил её по множеству параметров.
Потом те же самые мысли он повторит ещё в статье «Демократический
панславизм», написанной в 1849 году.
Это ведомство создали по инициативе губернатора, для полного и активного воспитания молодёжи в духе «марксизма-ленинизма», вернее, «русского
панславизма» или «русского прогрессорства».
Эту мысль, простую и ясную до грубости, но почему-то у нас столь немногим доступную, я бы желал подробнее развить в особом ряде писем об опасностях
панславизма и о средствах предотвратить эти опасности.
Истинное (т. е. культурное, обособляющее нас в быте, духе, учреждениях) славянофильство (или, точнее, культурофильство) должно отныне стать жестоким противником опрометчивого, чисто политического
панславизма.
Надо заметить, что долгое время
панславизм имел главным образом либеральное и даже революционное содержание и потому не пользовался благосклонностью русской монархии.
Под европейской культурой имеется в виду романо-германская культура, приверженцы
панславизма убеждены, что такое мировоззрение и жизненные ценности не свойственны славянам, скорее всего чужды.
Именно это способствует возрождению
панславизма практически во всех славянских странах.
Вместе с нами он объявляет беспощадную войну
панславизму – как откровенно азиатской, так и либерально-кадетской марки.
Старушку-гречанку даже, которой сама церковь обязана своим существованием, изгоняют из её убогого уголка, за потворство
панславизму, как оказалось, и запирают двери церковные.
Трудно решить ещё окончательно в наше время, что такое теоретический
панславизм: заря восходящего солнца новой культуры или далёкое зарево и для нас, русских, весьма опасного пожара?
Причём эта идея должна быть обязательно духоподъемной, равной по силе и размаху, скажем, идее духовного христианского спасения, или великодержавной (вплоть до провозглашения
панславизма).
Это он рассеял сладкую грёзу
панславизма и балканского единения, когда все были ею охвачены.
Не случайно идея
панславизма поднималась (и поднимается) самыми разными людьми.
За ним прочно утвердилась всероссийская известность защитника славян и лидера
панславизма.
Эта трансформация
панславизма совершилась, впрочем, не в одночасье, но здесь нет возможности подробно рассмотреть эволюцию данной доктрины.
Я хотел бы с помощью серьёзных специалистов внести свой небольшой вклад в проблему
панславизма.
Такова политика
панславизма и её последствия.
Как и другие движения,
панславизм активизировал деятельность славянской интеллигенции и учёных в областях истории, филологии и фольклора, подогревал их интересы к поиску общей идентичности прошлого и к возрождению национальных языков и культур.
Прежде всего,
панславизм стоит рассматривать как некое межнациональное объединение в культурной и этнической сфере.
Теория
панславизма не даёт чёткого ответа на то, каковым должно быть государственное объединение славян в политическом аспекте.
Панслависты собираются создавать сверхгосударство, но совсем не объясняют принципы его управления, поэтому без новой идеи развития
панславизма такое объединение будет невозможно.
В его словах есть большая доля правды, прошло много веков, но до сих пор так и не понятно, будет ли идея
панславизма реализована или далее продолжит разливаться романтической сказкой в умах интеллигентов.
Существует мнение, что нынешняя политическая ситуация в славянском мире характеризуется не только полным упадком некогда популярного
панславизма, но зачастую враждебной политикой славянских стран по отношению друг к другу.
Возрождение
панславизма идёт по следующим трём направлениям: научно-образовательному, общественному и политическому.
Евразийство отрицает
панславизм и акцентируется только на преемственности восточных традиций.
Панславизм пропагандировал независимость славян, их самобытность.
Как память об идеях
панславизма остались флаги многих государств, включающие белый, синий и красный цвета.
Для достижения «истинного
панславизма» он обосновал и ввёл в общественную лексику новое понятие – славянская взаимность.
С самого начала
панславизм осознавался как идеология имперского могущества.
Идеология
панславизма порождала ответственность за все славянские народы.
Идеология
панславизма формируется в среде славянских народов в первой половине XIX века.
– Если ты тогда чтецом был, когда меня мать родила, так значит и
панславизма опасаться не следует…
Бесперспективность
панславизма понимали даже трезвомыслящие правые мыслители.
Идеи
панславизма охватывали широкие слои образованного общества: создавались славянские комитеты, проводились съезды.
Более того, связанная с этим последним тема религиозно ориентированного
панславизма возникает в ранних черновиках, а затем и первой части романа, публикуемого в журнале порциями, задолго до вспышки страстей по «братьям-славянам» в 1876 году (которую, своим чередом, заключительная часть романа больше чем «отобразила» – она своей полемичностью внесла лепту в публичную дискуссию по этой проблеме).
Однако в другом ракурсе угадывается аллюзия иронического свойства, которую кивок на
панславизм помогал сделать более изощрённой, подманив тогдашнего «среднего» читателя к простой отгадке.
Между стремлениями славянофилов и евразийцев, между лозунгами
панславизма и мировой революции разница лишь в методах, но не в цели и не в сути.
Как идеолог
панславизма, Данилевский подчёркивал, что славянские культуры отличаются от европейских по психическому складу, историческим условиям, религиозной жизни.