Широко известное латинское изречение habent sua fata libelliпослужило бы наилучшим эпиграфом к драматической истории этого произведения величайшего из представителей латинской
патристики.
Достаточно указать на споры в рамках христианской
патристики о догмате троичности.
Под
патристикой понимают учение отцов церкви, т.е. людей, благодаря которым формировалась и систематизировалась христианская догматика.
Поэтому в греческой
патристике выстраивается теологическая персонологическая парадигма, и семантическое гнездо личности выражает основоустройство горизонта личного бытия, онтологически отличного от здешнего (эмпирического, наличного) бытия.
Иногда выделяют отдельно этап апологетов (II – III вв.), иногда его считают этапом ранней
патристики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: возик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если кому-то захочется укорить меня, что мои размышления не соответствуют духу святоотеческого предания, возражать не стану и просто напомню, что я ни в коем случае не претендую на то, чтобы воспроизводить здесь учение древних отцов, это дело специалистов и знатоков
патристики, к числу которых я не принадлежу.
Вопреки антагонизму между примитивным христианством и неоплатонизмом многие из доктрин последнего были приняты христианами, что и легло в основу философии
патристики.
Философия
патристики имела кульминацию в августинианстве, которое может быть определено как христианский платонизм.
Было решено, что пройдут дебаты о правильном толковании канонов вселенских соборов и текстов
патристики.
Если в эпоху
патристики преобладающим был «христоцентрический опыт» обожения, то в период поздневизантийского исихазма на первый план стал выступать «пневматологический аспект», а мы бы добавили – и антропологический.
В восточной
патристике подчёркивается ценность истинного, верного друга.
Несмотря на то, что обращение к проблеме «трансцендентности в имманентности» возрождает проблематику апофатизма, известную в христианском богословии со времён
патристики, не следует думать, будто мы здесь просто повторяем то, что было уже понято старыми и современными богословами.
Продолжая традицию
патристики, православный мистицизм находился на платформе вигьянамайя коши.
С самого начала
патристика стремилась использовать греческую философию только в той мере, в какой она служит для освещения и защиты христианского учения, и избегать любого смешения христианства с элементами, которые могли бы как-то затуманить и исказить его чистоту и истину.
В этом отношении теологическая мысль
патристики и схоластики в значительной мере подобна античной философии.
На основе византийской
патристики отечественной мыслью развивалось учение о соборности.
Эпоха IV-начала V веков получила название золотого века
патристики.
Этап
патристики (от лат. pater – отец) в истории философии продолжался с I по VII в.
В
патристике можно очень мало найти для пневматологии.
Школа
патристики известна приматом человека над вселенной.
Надеемся, что подготовленный нами сборник будет полезен всем читателям, интересующимся
патристикой, церковной историей, догматическим и сравнительным богословием, христианской этикой и аскетикой, а также церковным богослужением.
Даже этот список позволяет видеть, что наибольший расцвет святых диаконисс приходится и на время расцвета
патристики, развития богословской мысли.
Поэтому древнехристианская
патристика имеет для нас исключительное значение.
Для
патристики характерны интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, где элементы платонизма играли ведущую роль.
Для
патристики представлялось невероятным, чтобы могло существовать другое создание, столь благородное, столь удачное и столь способное, как человек; ради него, и только ради него, были созданы все царства природы.
В качестве примера системного подхода, сужающего эту предметную область, можно указать также на устаревшее ныне деление «науки об отцах» на патрологиюи
патристику.
Разброс влияний и культур, сформировавший
патристику, был, таким образом, велик.
Рацио, понимаемое как усечённая версия логосагреческой
патристики, соответствовало переходу от познавательного приоритета опыта общения к приоритету индивидуализированной рациональной концепции.
Несмотря на сходство по многим параметрам, между схоластикой и
патристикой имеются и различия.
Во-вторых – богословские исследования, особенно в области
патристики.
Однако в определённом смысле развитие
патристики свидетельствует и о провиденциальной пользе ереси.
Дело, конечно, не в цитировании и заимствованиях, а в том, что восходящий к неоплатонизму тезис о человеке как существе, занявшем место между разными мирами и потому свободном и могущественном, был общим местом тесно связанной с христианским неоплатонизмом православной
патристики.
Отсутствие общепринятых временных рамок эпохи
патристики обязывает начинать каждое обращение к этому периоду и сопряжённым с ним явлениям с определения границ.
Требуется это для выявления оригинальности мысли представителей латинской
патристики указанного периода.
Именно в
патристике осуществляется реализация ценностей, в том числе любви, которая состоит в том, что любовь ставится в центр духовно-нравственных ценностей личности.
– Назови философов этого периода. Как в целом разделяется
патристика?
Это противодействовало чрезмерному расширению ratio за счёт auctoritas, а стремление к новым источникам и материалам, схоластический голод на материал, эффективно направлялся в сторону
патристики.
Эти наши общие замечания об отношении
патристики к греческой философии показали, что использование эллинской спекуляции для изложения, лингвистической формулировки, систематизации и апологии доктрины веры в принципе не привело и не привело к трансформации содержания христианства, равно как и не привело в действительности и исторически к такой переоценке и трансформации.
Эти древнейшие продукты
патристики носят в основном паренетический и популярный характер.
Перипатетическая черта неоплатонизма смогла приобрести для греческой
патристики образцовое значение, особенно в том, что касается внешней техники научного исследования и изложения.
А он был неутомим в поисках рукописей, причём – что для него характерно – собирал, в основном, произведения античных классиков и вовсе не интересовался
патристикой (впрочем, можно предположить, что он уже имел в достаточном числе сочинения отцов церкви).
Он даже по-своему писал о внутреннем и внешнем человеке, предвосхищая учения
патристики.
Новоевропейский антитрадиционализм постепенно выработал собственную альтернативу христианской
патристике, причём эта альтернатива носила характер деградирующего уклонения от средневекового традиционализма.
Из вышесказанного должно быть ясно, что современная греческая философия предстала перед греческой
патристикой начала VI века с преимущественно аристотелевской физиономией, неся на себе аристотелевскую печать, особенно в формальном отношении, и указывая миру на аристотелевские мыслительные процессы с помощью охотных комментариев.
Положил начало латинской
патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли.
Так, например, абсолютно невозможно сформировать представление о западной теологии без изучения восточной
патристики.
Эта последняя мудрость является предметом богословского осмысления и, начиная с эпохи
патристики, находится в центре дискуссий.
Не может она также быть таковой и в традиции
патристики.
Такое переплетение богословия и философии имеет исторический аналог не только в христианской
патристике как христианизированном эллинизме, где античная греческая философия получила своё «обоснование» со стороны бесконечных задач человека, понимаемого религиозно в контексте истории спасения, но и в современной манере французского философствования, в котором размыты строгие границы между философским и религиозным модусами интуиции и мышления.