Эта прекрасная маленькая книга послужит надёжным проводником в злополучную эпоху
постправды.
В мире, где стала нормальной так называемая
постправда, эта книга встаёт на защиту науки или, лучше сказать, утверждает, что наука живёт и здравствует.
Современные ситуации, например, повсеместное распространение
постправды, побуждают учёных пересматривать соотношение действительного и возможного во всех реальностях.
Отвечая на него, мы попытаемся снабдить читателей, преподавателей, популяризаторов средствами, позволяющими под более широким углом рассмотреть расхожие заблуждения дня сегодняшнего, когда всё ощутимее заявляют о себе такие спорные понятия, как «
постправда», «альтернативная правда» или «альтернативные факты».
Если вы хоть немного понаблюдаете за нашим миром, которым часто правят соцсети, вы почувствуете этот душок «
постправды», которым пронизана вся культура.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: задерновать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но, как я объяснял, выступая на конференции TED с докладом на тему «Чему верить в мире
постправды», от историй мало проку.
В нашу парадоксальную эпоху
постправды, эпоху «выдуманных» (фейковых) новостей, эпоху необъяснимого массового доверия, мягко говоря, очень «странным» источникам, эпоху слепой веры в написанное очень важно формировать и постоянно развивать навыки не только смыслового, но и функционального чтения.
Сегодня мы живём сразу в нескольких эпохах – эпоху
постправды, эпоху коронавируса, эпоху метамодерна и ещё во множестве других эпох.
Призываю вас не относиться к прочитанному слишком серьёзно и напоминаю о том, что мы живём в мире
постправды, когда любая правда относительна и воспринимается с точки зрения истинности и достоверности индивидуально.
В наше время – так называемую эпоху
постправды – я остаюсь непоколебимо преданной гуманизму и верю в силу знания и совести.
Постправда, о которой сейчас все говорят, вышла на сцену уже тогда, на заре эпохи modernité.
Существенным переменам в массовой коммуникации содействует интенсификация самого явления и нарастающая динамика применения политиками
постправды как инструмента достижения определённых партикулярных целей.
Итак, клиповость языкового сознания и подсознания создаёт просветы в мышлении, куда без труда проникают такие вредоносные виды информации, как вирусоподобные мемы, фейки,
постправда и другие средства воздействия на общественное мнение.
Эмоции, эмоции, эмоции.
Постправда, в данном случае в том, что человек слышит то, чего сам хочет услышать. Батюшка после этого зарёкся шутить.
Это постмодернистское понятие, характеризующее собой «
постправду», или, точнее, некий посыл, являющийся полуправдой с невозможностью его доказательства или опровержения, но служащий строго интересам узкой группы людей.
Постправда как информационная единица должна направляться эгоистическим пониманием происходящего в обществе, отбрасывая любое другое представление о действительности, если оно препятствует эгоистической реализации дела.
Но это
постправда, которая создаёт для вас прекрасный индивидуальный мир на экране.
Но помним для телевидения на первом месте стоят эмоции, а правду заменила
постправда.
Страшно представить, что наши дети будут расти в условиях такой вот
постправды.
Но говорить о ситуации
постправды в медиасреде нужно в иных категориях, нежели чем о лжи в личных отношениях.
Постправда – это не забвение истины, это следствие избытка информации, когда в её массивах можно ориентироваться только через полную активизацию всех когнитивных способностей человека.
Наше время иногда называют эпохой
постправды, то есть эпохой манипулирования общественным сознанием с помощью средств массовой коммуникации, когда профессиональная подача, эмоциональный напор и количество повторений становятся гораздо важнее фактов.
Например,
постправда как претекст будет представлена в текстах фактами, не имеющими ничего общего с истинным положением дел.
Подобно тому как «открытие» структур бессознательного в психоанализе меняет способы осмысления индивидуального мыслительного процесса, а открытие классовой структуры общества в марксизме акцентирует социальную обусловленность мысли, так и учёт медиасреды не иррационализирует, а проясняет стратегии рефлексии, делает более выпуклыми условия принятия суверенного решения и более отчётливыми формы достоверного (в науке) или доверительного сообщения (в ситуации
постправды).
Следовательно, можно признать, что
постправда – это новая форма хорошо известной общественной лжи, ответ на заказ многочисленных групп людей, которые ищут прежде всего подтверждение собственным эмоциям в восприятии мира.
Таким образом, каждая общность, объединённая на базе
постправды, вынуждена иметь своих, «объективных» экспертов.
Сработало классическое правило современной журналистики: главное – не реальность, а громкие разговоры о ней, мифу люди верят куда охотнее, нежели правде, которую специалисты по политической рекламе даже заменили особым термином:
постправда.
Термином «
постправда» обозначается намеренно созданный искажённый образ мира, формируется общественное мнение.
В так называемом мире
постправды или антинауки оценщики помогают людям ценить важность доказательств, смотреть на реальность и работать с ней.
Через
постправду люди и познают, и, одновременно, выражают себя, создают идентичности и вступают в коллективные действия.
Проблема права на признание в ситуации
постправды слишком очевидна: есть ли ещё у кого-то надежда быть оправданным? есть ли ещё надежда восстановить достоинство? когда уже нет границ между фейком и другим фейком, и, как следствие, нет доверия.
Эгоистический запрос на соответствие желаемой картины мира удовлетворению предопределённых необходимостей диктует условия её формирования на базе
постправды.
Вместе с тем, видится, что термин «
постправда» не является новым.
В последние годы вообще наблюдается истерия из-за так называемых фейков, фальшивых новостей, говорят, что мир вступил в эпоху
постправды.
Естественно, не так просто выявлять и понимать то, что подразумевается, скрывается в словах, в частности в таких непрямых средствах вербализации мыслей, как метафоры, ирония,
постправда, фейки.
Поэтому современная эпоха и получила название эпохи сверхпотребления и
постправды.
В последней главе я исследую понятие научной истины, особенно в нашем обществе «
постправды», когда многие относятся к науке с подозрением.
Возникли понятия «
постправда», «фейковая новость», «деза» – их абсурдный вторичный смысл созвучен нашему растущему коллективному недоумению.
Оксфордский словарь английского языка действительно объявил
постправду, или постистину, словом 2016 г., однако само это понятие всегда было у нас и в политике, и в науке, поскольку оно им намного ближе, чем полагают те, кто недоволен его существованием.
Постправда – это моя собственная правда, отличная от чужой.
Понятие
постправды формируется на основе различения истины и правды.
Зато оно стало первичным источником
постправды, так как эту функцию стали выполнять различные политические ток-шоу.
Как ещё одно следствие
постправды можно назвать коммуникативную агрессию.
Постправда облегчает рационализацию собственных «удобных» взглядов и оценок.
Здесь постмодерновая
постправда может даже прикрыться мнимой союзностью с аведизмом, но это лишь очередной театр теней, торжество недомысли.
Отсутствие правды, как абсолютной истины, неизменяемой в масштабе вечности, и, напротив, замена её «
постправдой», которая у каждого своя, – это путь к взаимному уничтожению.
Цифровое пространство уже давно перестало быть нейтральным и превратилось в поле битвы, заполненное
постправдой и фейковыми новостями.
Постправда как трансляция субъективности основана на репрезентации личного субъективного опыта познания мира, т. е. её ядром является обычное знание, на платформе которого формируется личная история, личный опыт и личная правда, подменяющие объективные данные.
Присмотримся к следствиям общественной лжи в контексте
постправды.
В так называемом мире
постправды или антинауки, где люди могут говорить что угодно, во что они верят, и считать, что это правда, оценщики помогают людям ценить важность доказательств, смотреть на реальность и работать с ней, а не с субъективными представлениями и убеждениями.