Так, микадо мог под настроение поручить любому из придворных сложить
пятистишие на заданную тему или устроить небольшое импровизированное состязание.
Действительно, образная канва и художественные приёмы в большинстве классических и даже постклассических
пятистиший имеют много общего.
В приведённом
пятистишии целых три какэкотоба, и каждое из них несёт в себе дополнительные аллюзии.
В приведённом
пятистишии целых трикакэкотоба, и каждое несёт в себе дополнительные аллюзии.
Вскоре отдельные фрагменты сложились в изящное
пятистишие, имевшее весьма знакомые нотки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: синкарпный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Добившись взаимности и проведя ночь у возлюбленной, кавалер, по обычаю, должен был, вернувшись к себе, наутро отправить даме
пятистишие с утончёнными комплиментами и уверениями в вечной любви.
Представитель другой команды отвечал
пятистишием на ту же тему, по возможности в пандан к предыдущему стихотворению.
Интонационно
пятистишие обычно распадается на три части – с цезурами после второй и четвёртой строк, – в отличие от более поздних стихов, которые имеют двухчастную структуру.
Поэт японских трёхстиший хокку (хайку),
пятистиший танка, японской лирики сюнгаута, китайской пейзажной лирики, любовной лирики, детский писатель, научный публицист.
В мрачные годы милитаристских шабашей и кровавых репрессий они охотно уходили вслед за поклонниками западного символизма в сферу «чистого искусства», пережидая смутное время за чтением древних свитков и сложением утончённых
пятистиший.
В XIV–XV вв., с развитием жанра «нанизанных строф» рэнга, требовавшего участия нескольких авторов в составлении одного стихотворения, вводная часть
пятистишия хокку из трёх строк с силлабическим рисунком 5–7–5 слогов стала отделяться от заключительных двух стихов (7–7 слогов), претендуя на самостоятельное существование.
В XIV–XV веках, с развитием жанра «нанизанных строф» рэнга, требовавшего участия нескольких авторов в составлении одного стихотворения, вводная часть
пятистишия хокку из трёх строк с силлабическим рисунком 5–7–5 слогов стала отделяться от заключительных двух стихов (7–7 слогов), претендуя на самостоятельное существование.
Располагаясь в замкнутом пространстве маленького
пятистишия, одно, два или три энго создают дополнительную аллюзивную связь, которая может быть, по обстоятельствам, прямой и вполне понятной или же опосредованной и требующей напряжённой работы мысли.
Два
пятистишия имеют обратный друг по отношению к другу оттенок.
Афористичные или вызывающие одностишия, звонкие двустишия, тонкие и мудрые трёхстишия, яркие миниатюры четверостиший и живопись
пятистиший, уходящих к большим стихотворениям – всё это уже известно русской поэзии и всё это ещё у неё впереди.
Дольше всего пытались конкурировать с трёхстишиями
пятистишия, но и они постепенно стихли.
Это своеобразная форма коротких нерифмованных
пятистиший, в которых содержится ровно 31 слог, причём слоги распределяются между строфами в пропорции 5-7-5-7-7.
Со временем обе части стали видоизменяться и через какое-то определённое время, связь исполнения с обрядовыми песнопениями ослабла, и началось формирование
пятистишия как жанра литературной поэзии, в котором на уровне композиции доныне сохранились следы исполнения двумя солистами.
Поскольку хайку были новым явлением, не было ещё никаких канонических школ, и авторы хайку были намного свободнее в своём творческом поиске, чем поэты, писавшие
пятистишия.
Перед смертью самурай слагал прощальное
пятистишие.
Если обеим сторонам становилось понятно, что смысл есть, времени на раскачку и на свидания уже не требовалось, и любовь японцев к простым физическим радостям этой жизни брала верх: мужчина приходил к девушке ночью и оставался с ней до рассвета, чтоб с первыми криками петуха незаметно уйти, а вернувшись к себе, тут же написать
пятистишие о том, как он ненавидит петуха, разрушившего приятный момент любовной неги, и как мокры его рукава – неясно, то ли от росы (ведь уходил он рано утром, а рукава кимоно были длинными), то ли от слёз.
Часто можно встретить в качестве хонка, «изначальной песни», на которую проецируется образная фактура
пятистишия, известные стихотворения из древних антологий.
Так, Рёкан, нередко для контраста, вставляет архаичные тяжеловесные «постоянные эпитеты» макуракотоба в жизнерадостное
пятистишие о деревенском празднике или в какой-нибудь дзэнский парадокс.
Широкое распространение получила практика сочинения тематических циклов (подборок) в пятьдесят или сто
пятистиший.
Постепенно продвигаясь от индивидуальных
пятистиший в стиле «малых рэнга» к длинным циклам стихов-цепочек, они неуклонно расширяли горизонты вака.
При этом участники обязаны были следовать двум принципиальным требованиям: подвёрстывать свою строфу к предыдущей так, чтобы они вместе составляли более или менее законченное
пятистишие (что, впрочем, всё равно почти никак не соотносится с классической танка), и монтировать строфу с учётом всего контекста, чтобы благополучно продвигаться далее.
Их общее
пятистишие принято называть рэнку.
Помещённые в конце сборника шестистишия и длинные песни являются наиболее древними формами песен, которые уже в VIII веке уступили ведущее место
пятистишиям (танка), ставшим в X–XIII веках господствующей формой стиха в мире японской поэзии.
Ослабление авторского начала в поэзиивакав известном смысле замещалось и компенсировалось «авторскими» усилиями составителей-редакторов, которым удалось путём сложнейших композиционных преобразований сделать из антологии нечто большее, чем собрание разрозненных и не всегда атрибутированных
пятистиший.
Все времена года представлены
пятистишиями в плавном поступательном развитии: начало сезона, его разгар, окончание и переход к следующему.
Герои сказок из сборника «Отогидзоси», как и подобает утончённым хэйанцам, сочиняют
пятистишия – танка на все случаи жизни.
– Ну да. Томик японских
пятистиший, – подтвердил он. – А ты думала, я не воспринимаю подобные стихи?
Он был сдвинут на японской культуре и кухне, на всяких единоборствах и кодексе самурая, а также неплохо владел японским и мог подолгу декламировать непонятные
пятистишия на языке оригинала.
Собственно, тёплый и сухой климат полуострова всегда настраивал на разнеженный лад и на отдых в тени с пиалой зелёного чая в руке за сочинением
пятистиший о любви и вине.
Действительно, тональность и образная канва во всех
пятистишиях имеют много общего.
Располагаясь в замкнутом пространстве маленького
пятистишия, два или триэнго создают дополнительную аллюзивную связь, которая может быть, по обстоятельствам, прямой и вполне понятной или же опосредованной и требующей напряжённой работы мысли.
Как и другие редкие жанры японской поэзии,
пятистишия танка также имеют свои уникальные разновидности.