Потом он примкнул к созерцателям – последователям философии
санкхьи.
Для индийской философии в целом характерно переплетение многих школ и систем – это также не менее характерно и для философии йогов, которая в основе своей сопряжена с системой
санкхья.
Философское содержание
санкхьи сводится к аналитическому подходу, который позволяет понять различия между материей и духом.
И если он где и проявляется, то как раз в этой мировоззренческой части, где затейливо сплелись положения
санкхьи, веданты и буддизма, особенно в том, что касается страдания, которое и устраняет из жизни йога.
В переводе с санскрита
санкхья – это цифры, счёт, анализ, а шастра – это то, что разрушает невежество.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: погрубелый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кшатрии признавали авторитет ведических книг, но толковали их по-своему. Они упрочили связь йоги с философским умозрением, получившим название
санкхьи.
Умение отличать нить от нанизанных на неё предметов и составляет сущность
санкхьи.
Для неё оставалось бесспорным, что духовный мир столь же реален, как и физический, и, следуя всё той же логике,
санкхья приходила к заключению об особом, независимом происхождении сознания.
Но из-за очевидной искусственности этой попытки
санкхья была не способна удовлетворить живое религиозное чувство.
К ортодоксальным школам, совокупность религиозно-философских идей которых составляет ядро индуизма, относятся
санкхья, вайшешика, миманса, йога, ньяя и веданта.
Философы школы
санкхья утверждают, что страдание порождается тем, что является природой страдания, а вайшешики и другие утверждают, что страдание творится самостью личности.
Как философское учение йога во многом смыкается с учением
санкхьи, принимая её онтологию и теорию познания.
Санкхья утверждала взаимодействие активного, созидательного некоего материального и покоящегося, созерцательного духа.
Они проповедовали учение, близкое
санкхье – одной из ортодоксальных брахманских школ, возникшей, однако, в шраманской среде, а также учили йогической практике духовных упражнений, в том числе дыхательной гимнастике, требовавшей длительной задержки дыхания, сопровождавшейся мучительными ощущениями.
И знаменитое изречение: παντα ρει выражает присущий
санкхья взгляд на то, что все вещи вечно меняются под непрерывным воздействием трёх гун.
Однако йога в отличие от
санкхьи является системой теистической.
Это разделение на составляющие мы возьмём из сутр
санкхьи, учения древнего востока.
Там же я перестала блуждать по тёмному лесу незнания индийской мифологии и философской базы йоги, научилась отличать
санкхью от саньясы и парвати от праны.
Подчёркивая принцип непрерывности развития,
санкхья отказывается от категорий ньяя-вайшешики, как средств, не подходящих для описания сложной и текущей вселенной.
Философия
санкхьи строится на основе принципа причинности, где рассматривается взаимосвязь материальной причины и её следствий.
На вопрос: «Пребывает ли следствие в причине до того, как оно появляется как таковое?» – представители
санкхьи отвечают утвердительно.
Философия
санкхьи опирается на факт существования различия между объектом и субъектом, без которого невозможно никакое объяснения опыта.
К системе
санкхья примыкает йога.
Если
санкхья видела путь избавления от страданий в приобретении «совершенного знания», то йога учила, что люди могут избавиться от страданий посредством ограничения деятельности ума.
Например, миманса и
санкхья отрицают характеристику бога как демиурга.
Период с момента написания «Йога-сутр» и почти до новейшего времени можно назвать периодом классической йоги, в основе которой лежали философские представления
санкхьи.
При обсуждении первопричины творения сторонники
санкхьи говорят, что в основе творения лежит материя, которая не может быть причиной самой себя.
Это, казалось, должно было привести
санкхью к материализму.
В целом же классическая
санкхья выливается в ярко выраженный дуализм, признающий извечное противостояние двух миров: материального и духовного.
Вайшешика занималась разработкой философской категоризации бытия, ньяя – теорией рассуждений, логикой и диспутами,
санкхья концентрировалась на психокосмологии, строении человека и развитии различения и отрешённости.
Буддизму, по всей видимости, было известно только второе значение, в том виде, в котором оно рассматривается в философии
санкхьи и джайнизма.
Последняя школа мысли, называемая ведантой, видоизменяет систему
санкхья и утверждает, что фундаментальных начал не два, а одно.
Понятие йоги включает в себя огромную область знаний, но школы
санкхьи и веданты употребляют его для обозначения отдельных аспектов этой области знаний.
По учению
санкхьи, мир представляет собой результат ложного отождествления духа (пуруша) с материей (пракрити).
Здесь запечатлён общечеловеческий опыт духовного самосовершенствования; между тем заключительный этап йоги – самьяма – уже несёт на себе ярко выраженные черты философии
санкхьи, её понятия о спасении и высшей цели подвижничества.
Они проповедовали учение, близкое
санкхье –одной из ортодоксальных брахманских школ, возникшей, однако, в шраманской среде, а также учили йогической практике духовных упражнений, в том числе дыхательной гимнастике, требовавшей длительной задержки дыхания, что сопровождалось мучительными ощущениями.
В системе
санкхья философским основанием йоги служит, в частности, доктрина причинности, согласно которой следствие предсуществует в причине в непроявленном состоянии и лишь выявляется позднее.
Саттва-гуна, то есть весь комплекс «положительной психики», – это гуна материальной природы, как верно утверждает школа
санкхья.
А то, что нам описывает философия
санкхья или мистика даосов как архитектонику живого существа, на самом деле есть подробнейшее описание искусственного интеллекта.
Неискушённый в индийской философии читатель может легко запутаться в терминологии, которая здесь отсылает к строгой и выверенной системе
санкхья.