Почему об этом молчат, когда говорят о месте зарождения современного
секуляризма?
В середине XX в.
секуляризм казался необратимым, большинство привыкло к мысли, что вера уже не сможет оказывать существенного влияния на мировые события.
Во-первых, их отталкивает
секуляризм западного общества, в котором религия отделена от политики, а церковь от государства.
На сегодняшний день многие из американских интеллектуалов, завершая длительный период приверженности
секуляризму, антиклерикализму и отрицанию религии, заново открывают для себя силу последней.
Присущий иудаизму легализм в соединении с традиционностью российского общества приводил к тому, что личный выбор в пользу
секуляризма часто влёк за собой резкий разрыв с семьёй и общиной.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: постсинаптический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Чтобы найти возможность преодолеть секуляризацию, мы должны искать синтез различных русских и западных противостояний
секуляризму.
Однако
секуляризм демонстрировал иногда не меньшую жестокость, и в XX в. насаждение секуляристской этики во имя прогресса сыграло немаловажную роль в развитии воинствующего фундаментализма, нередко оборачиваясь против самого правительства.
Эти исследования, основанные на теоретических постулатах антропологии, социологии и религиоведения, характеризуют
секуляризм как дисциплинарный проект, целью которого является эффективное управление и воспитание рационально мыслящих и действующих граждан-подданных.
Их авторы утверждают, что, хотя современное секулярное государство преподносит
секуляризм как нейтральный по отношению к религии, на самом деле «секулярное» (the secular) является продуктивной категорией, укоренённой в христианской традиции и в европейской истории.
Даже отмечая советскую специфику, они указывают на общие основания либерального и коммунистического политических проектов в их отношении к религии: с точки зрения того и другого религия является отсталой и иррациональной и тем самым представляет угрозу политической и социальной стабильности – особенно когда она выходит за пределы частной сферы, где, с точки зрения
секуляризма, она только и может царить полновластно.
С одной стороны, набирают силу религиозные институты, религия глубоко проникает в публичное общественное пространство, в политику, а с другой – утверждается
секуляризм, который в ряде стран приобретает характер агрессивной секуляризации политики, права и общества.
В то время как европейцы-христиане претендуют на то, что они создали институты
секуляризма в XVII в., османы на протяжении веков подчиняли религиозную власть имперской власти и сделали светское право эквивалентным по силе религиозному, превзойдя в этом отношении любое другое европейское или исламское государство.
Как все эти чувства, отношения, предположения и типы поведения сходятся вместе, чтобы поддержать или подорвать доктрину
секуляризма?
До тех самых пор, пока много лет спустя его не преподнесли в красивой упаковке как важнейшую веху в истории науки, чтобы воодушевить сторонников
секуляризма.
Мы покажем, что мир, в котором мы живём, – и нас самих, людей, как важную и неотъемлемую его часть, – невозможно объяснить и понять в границах и понятиях
секуляризма.
Мы занимаемся исследованием эпистемологических гипотез секулярного, что поможет нам более ясно увидеть, что именно может войти в антропологию
секуляризма.
Вопрос
секуляризма стал предметом академических споров и практических разногласий.
Мы подвергнем эти и другие темы пристальному изучению, призванному вскрыть несовершенства и недостатки
секуляризма.
Поэтому использование иудаизма как альтернативы
секуляризму содержит и универсальное измерение, общее с этими религиями.
Людям навязывают так называемый
секуляризм – обращение к светскому, материальному.
Даже волна
секуляризма второй половины XVIII века проходила в формате антиклерикализма.
В контексте индийского
секуляризма последователи этой школы, несмотря на отличающуюся философию, пользуются уважением других традиций.
Я распространяю данного рода
секуляризм, сущность которого – быть добрым человеком и не причинять другим вреда независимо от того, религиозны вы или нет.
Однако следует ли из этого, что
секуляризм актуален не повсеместно?
Следовательно, хотя в характере
секуляризма этих трёх стран имеется много общего, то, каким образом опосредуются современные представления в каждом из них, значительно различается.
В качестве части такого рода объяснения, мне кажется, мы должны попытаться раскрыть смысл различных допущений, на которых базируется
секуляризм как современная доктрина мира в мире.
Навязан ли
секуляризм колониализмом в качестве целой мировоззренческой системы, которая отдаёт предпочтение материальному перед духовным, современной культурой отчуждения и неограниченного удовольствия?
Если христианство вытеснено из жизни, насквозь пропитанной
секуляризмом, чем это не манихейство?
Такой когнитивный
секуляризм ни к чему хорошему привести не может.
Но на этом движение европейской религиозности не закончилось, и постепенно она всё больше воспринимается как тайный подтекст
секуляризма и атеизма.
Современный
секуляризм принижает роль христианства в эволюции того, что сейчас называют общечеловеческими ценностями.
Вольтер вводит понятие толерантности, под которым понимается поворот в сторону
секуляризма.
Но в XIX веке в русскую культуру особенно активно проникали различные формы материализма, породившие агрессивный
секуляризм, который стал характерной чертой прогрессивной интеллигенции и достиг апогея в революции, положившей начало первому в мире официально атеистическому государству.
Правда, находились и среди христиан такие, чья воля оказалась парализованной натиском
секуляризма11.
Характерной чертой
секуляризма является то, что он предполагает наличие новых концепций «религии», «этики» и «политики» и связанных с ними новых императивов.
Тем не менее не всегда понятно, приверженец
секуляризма заботится о боли и страданиях как таковых или о боли и страданиях, которые можно отнести к религиозному насилию, поскольку боль сама по себе переживается современным человеком как незаслуженная.
Если для европейцев свобода слова, свобода печати, свобода самовыражения и
секуляризм суть фундаментальные ценности, то фундаментальные ценности других цивилизаций и народов могут быть иными, в том числе традиционными и религиозными.
Вызов радикального ислама как ответ на вызов радикального
секуляризма.
Многие критики сегодня занимают позицию, что «модерность» (в которой
секуляризм занимает центральное место) не является верифицируемым объектом.
Предлагается формула религиозной легитимации в противовес западному
секуляризму и принцип социальной справедливости в противовес экономическому неравенству.
Под влиянием всего этого католические практики существенно меняются и «приходская цивилизация» уходит в прошлое, а в обществе возникают новые религиозные движения, в том числе протестантского происхождения (например, пятидесятничество – причём и протестантское и католическое); быстро распространяется ислам; одновременно массовая иммиграция североафриканских евреев-сефардов приводит к распространению новых иудейских практик, отличных от тех, которые сложились в контексте французского
секуляризма.
Получается, что
секуляризм характеризуется двумя глубоко противоречивыми тенденциями: с одной стороны, он обожествляет природу, то есть именно в природе видит источник всего (и источник человека в том числе), а с другой – обожествляет человека, ставя его в центр мироздания.
Однако следует понять, что цели этой главы, а также других частей книги очень определённы: они должны дать материал для продолжающегося обсуждения
секуляризма, к которому мы возвращаемся, подводя итоги каждого раздела.
Конец XVII – начало XVIII в. – время проникновения в отечественную педагогическую культуру начал
секуляризма и утилитаризма, разделения школы на светскую и духовную.
Традиционные столпы восточного христианства – греческая, русская, сербская, румынская, болгарская церкви, пережив трагические катаклизмы XX столетия, в том числе давление коммунистических режимов, всё более стремительно погружаются в молодой, но от этого не менее мощный поток агрессивного общественного
секуляризма.
Одним из главных недостатков современной историко-философской мысли в исследовании специфики философии как типа познания и специфики русской философии в частности остаётся явная или неявная приверженность методологическим и теоретическим схематизмам, сопряжённым с культурно-цивилизационной парадигмой
секуляризма и с идеологемой оксидентализма («западоцентризма»).
Секуляризм первой волны восточных националистов, попытки провести чёткую грань между политикой и религией.
Как полагает исследователь, результаты «сосуществования» светского и трансцендентного обеспечивают на современном этапе и состязательность, и политическую стабильность, тогда как кемалистские элиты часто использовали лозунги
секуляризма в неде-мократических целях.
В последние годы
секуляризм (от англ. secular) стал важной темой в области гуманитарных и социальных наук.