Карта слова «синтагматический» примеры предложения

Предложения со словом «синтагматический»

На логопедических занятиях, прежде всего, используются синтагматические отношения языковых форм, которые характеризуют уровень практического овладения речью.
Всякий языковый текст упорядочен по парадигматической и синтагматической осям.
Такая упорядоченность языка будет называться синтагматической.
Не говоря о практической трудности установления подобной основы семантических универсалий, возникает другая, не менее сложная проблема, касающаяся уточнения правил семантической совместимости и несовместимости, которые управляют построением не только семем, но также и более крупных синтагматических единиц (высказывание, дискурс).
Обращение к пунктуации во всех этих случаях интересно в том отношении, что и многоточие, и тире указывают на эмфатические особенности текста – на логические сбои в синтагматической последовательности, содержательные разрывы и остановки в повествовании.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нэпманша — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Кроме того, типичный для примитива композиционный принцип ковровой соположенности равнозначных элементов зрительного ряда обнаруживает синтагматический параллелизм.
Сама метафора промежутка как внутреннего (временнóго или пространственного) интервала, из которого и о котором пишет критик, оказывается поэтологической категорией, при помощи которой может быть проведён синтагматический анализ текущих литературных процессов.
Такова, в частности, поэтическая традиция японских хокку, в которых синтагматические компоненты текста подаются как разрозненные мотивы высказывания, связывающего их только в силу жанра и формальной метрической схемы (три строки: первая – из пяти, вторая – из семи и третья – из пяти слогов).
Операцию синтагматического смещения можно провести, вообще не покидая пределов языка здравого смысла – по счастью, этот язык содержит в себе бесконечные ресурсы самоостраннения.
Но тут следует напомнить, что именно синтагматические элементы в естественном языке отмечают границы знаков и членят текст на семантические единицы.
Набор действующих лиц или мотивов весьма ограничен, они перекрашиваются в зависимости от синтагматического контекста внутри каждого стихотворения.
Изучение категории оценивания позволяет приблизиться к постижению специфики дискурса, поскольку даёт возможность выявить не только стилистические особенности текстов, но и синтагматические межтекстовые связи.
Игнорируя синтагматическую связанность, Туркин актуализирует синонимию слов прохожийи проходящий.
Исследование синтагматической нейтрализации показывает, что она носит позиционный характер, причём в синтагматике позиция имеет самодовлеющее значение: характер элемента, появляющегося в том или ином месте речевой последовательности, т. е. та или иная встречаемость, целиком определяется данной статической позицией.
По поводу этих нейтрализаций также можно предполагать, что они являются следствием ассимилирующей тенденции синтагматического плана языка.
Поэтому одной из важных лингвистических задач является установление (моделирование) структурных характеристик, обусловливающих единство слова как в парадигматическом, так и в синтагматическом аспекте.
Адресат речи воспроизводит в своём сознании – с той или иной мерой адекватности – осуществлённый отправителем речи процесссоотнесения смыслового задания высказывания с значениями языковых знаков (включая, разумеется, значения синтагматических моделей), которые вовлечены в его выражение.
Исследование синтагматических отношений между словами отличается от анализа словосочетаний.
Его подход в целом можно назвать синтагматическим, ориентированным на реальную фразу, на высказывание.
Особенность этого механизма заключается в использовании стандартной модели приписывания синтагматического ударения.
Дело в том, что действие в лирическом тексте развёртывается вне синтагматического поля наррации, и поэтому оно, как правило, внешне дезорганизовано: лирический голос может говорить о всяком действии, о всяком происходящем, что только попадает в сферу его «перемещающегося сознания», иначе – в сферу его причастного событийного созерцания.
Хотя между этими двумя научными направлениями синхронно не было институциональной или личностной связи, в научной перспективе, особенно если продолжить её в ещё не разложенное нами «по полочкам» будущее, представляется, что в них идёт речь о всё тех же научных категориях «сюжета» и «мотива», с которых начали размышлять два основоположника современного русского литературоведения – о сюжетекак синтагматическом инварианте повествований, объединённых в те или иные смысловые группы, классы или жанры, и о мотивахкак инвариантных единицах парадигматической структуры.
Нейролингвистические исследования позволили разделить все афазические нарушения на 2 класса с учётом первичных факторов: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры.
Термины «предложение» и «сверхфразовое единство», будучи противопоставлены друг другу, относятся к плану синтагматики и отражают синтагматическое строение определяемой единицы.
Таким образом, сверхфразовое единство («микротест») – понятие одновременно синтагматическое и функциональное.
Помимо парадигматической, существует и синтагматическая упорядоченность разных речевых жанров в рамках одного произведения.
Нарушение синтагматических связей, носящих узуальный характер и опирающихся на предметно-логические связи, в принципе должно квалифицироваться как ущербность мышления, а не языка.
Продуцируемый на основе такой – осознаваемой или бессознательной – установки художественный текст закономерно усиливал парадигматику своего семантического строения, редуцируя синтагматическое измерение фабулы, что, в частности, приводило к кризису классического романного нарратива и решительному переосмыслению прозы вообще.
На синтагматическом уровне нарративному обузданию дегенерации способствуют повторяющиеся элементы, такие как последовательность структурных сегментов (диагноз, наличие патологий у родителей и других родственников, изображение дегенеративного процесса как цепи синдромов в порядке появления, информация о лечении и указание на дегенеративное потомство) и топосы.
Поскольку на уровне текста проблема выделимости слова и есть проблема его отдельности (или единства), постольку установление пограничных сигналов является отчасти решением проблемы синтагматического единства слова.
Именно последняя группа, характеризуясь большей чёткостью синтагматических контрастов, становится парадигматической базой сингармонизма, и признак бемольности, по которому упорядочивается данная группа, выдвигается в качестве основного просодического квантора слова.
Такова синтагматическая обусловленность просодической «избыточности» туранского слова.
Однако в настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что явление, получившее название нейтрализации, совершается в синтагматической плоскости.
Недетерминированность языка-системы не позволяет дать вполне адекватного динамического описания парадигматической нейтрализации, основанного на детерминистских построениях, каковыми являются любые модели языка и которые могут быть использованы при описании синтагматической нейтрализации, представляющей собой ассимилятивный процесс в широком смысле, так что всё описание нейтрализации в системе сводится к регистрации пустых клеток.
Задача синтагматического смещения – не порвать со здравым смыслом, а остраннить его, добавить ещё одно измерение к привычному обывательскому взгляду на город путём простого включения в городскую формулу описания ряда элементов, «ускользающих от взгляда обычного горожанина».
Такого рода авангардные модели мебели строятся на фундаментальной оппозиции корпусные блоки/мягкая мебель и подчиняются практическому императиву расстановки, то есть синтагматической исчислимости, которому противостоит (так же как мягкая мебель противостоит корпусной) общее понятие домашней «среды».
Кроме того, у параллельной синтаксической конструкции отсутствует основной признак конструкций синтаксического параллелизма – повтор синтаксической конструкции в виде предложения или словосочетания в синтагматической цепи.
Хотя пространственные формы искусства тогда лидировали, приходя в резонанс с синтагматической поэтикой исторического авангарда в литературе, вербальный компонент, в свою очередь, определил многое в живописи, что не раз отмечалось исследователями [Бобринская 2003; Бобринская 2006; Григорьева 2005; Злыднева 2008а; Флакер 2008 и другие].
Указанные нарушения связаны с синтагматической организацией высказывания, обеспечивающей программирование речевых актов на трёх уровнях: смысловом, синтаксическом и моторном.
Если закон двухслойности художественного структурного уровня определяет синхронную конструкцию текста, то на синтагматической оси также работает механизм деавтоматизации.
Затем его синтагматические отношения расширились: оно стало употребляться со словами мышление, ум, человек, приобретая при этом качественно-оценочное значение «способный мыслить и действовать широко, мудро».
Состоит он в следующем: если взять текст, который на синтагматической оси членится на четыре сегмента, то почти универсальным будет построение, при котором первые две четверти устанавливают некоторую структурную инерцию, третья её нарушает, а четвёртая – восстанавливает исходное построение, сохраняя, однако, память и об его деформациях.
Операция, предложенная в этом нарративе, называется синтагматическим смещением.
Дело не только в том, что семантические и синтагматические элементы оказываются взаимообратимыми, но и в другом: художественный текст выступает и как совокупность фраз, и как фраза, и как слово одновременно.
Такое впечатление дублирования словесного акцента возникает лишь при обращении к синтагматическому аспекту.
Лингвистика и литературоведение (правы те, кто говорит о реальном возрождении в его творчестве ломоносовского принципа филологического единства); работы по общему языкознанию и социолингвистике, теории синхронического и диахронического описания языка; исследования в области лексики и грамматики, фонетики и лингвопоэтики; анализ парадигматических и синтагматических отношений на всех уровнях словесного творчества.
Отсюда следует, что как парадигматическая, так и синтагматическая нейтрализация являются следствием действия операторов синтеза, т. е. носят чисто просодический характер.
Миру сознания соответствует привычная, логическая, синтагматическая связь вещей и явлений, миру бессознательного – парадигматическая, асоциальная, не укладывающаяся в привычные рамки представлений и переживаний – «логику бессознательного».

Сочетаемость слова «синтагматический»

Значение слова «синтагматический»

  • СИНТАГМАТИ'ЧЕСКИЙ, ая, ое (лингв.). Прил. к синтагма. Синтагматические отношения. Синтагматическое сочетание слов. Слова связаны между собой синтагматически (нареч.). (Толковый словарь Ушакова)

    Все значения слова СИНТАГМАТИЧЕСКИЙ

Цитаты со словом «синтагматический»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «синтагматический»

СИНТАГМАТИ'ЧЕСКИЙ, ая, ое (лингв.). Прил. к синтагма. Синтагматические отношения. Синтагматическое сочетание слов. Слова связаны между собой синтагматически (нареч.).

Все значения слова «синтагматический»

Синонимы к слову «синтагматический»

Сочетаемость слова «синтагматический»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я