Основное направление в индийской древней философии занимает
тантризм, а в китайской – даоизм.
Внутренняя структура буддизма включает три основных школы: хинаяна, махаяна и ваджраяна (буддийский
тантризм).
Затем такое же описание, пусть с небольшими изменениями, появляется в более поздних текстах индуистского
тантризма.
Особым направлением индуизма
тантризм является достаточно условно, благодаря тому, что тантристы принимают ряд общеиндуистских основ вероучения и культовой практики.
Учение
тантризма передавалось, как правило, устно и тайно посвящённым людям.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: декартовский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Различий же между основным индуизмом и
тантризмом куда больше.
Тантризм сочетает в себе веру в авторитет духовного наставника, практику медитации, заимствованную у йогачаров, и метафизику мадхья-миков.
Тантризм создал огромный пантеон мифологических божеств, сверхъестественных сил, волшебство, колдовство, чёрную магию.
Посему сказка круто замешана на философии офеней, мазыков, скоморохов, а попутно – на техниках шаманизма, тибетском
тантризме, йоге, даоских и суфийских практиках, чань-буддизме, эзотерических аспектах воинских искусств, психоанализе, регрессивном гипнозе и мистике.
Они занимаются творчеством, используя третью силу, образуемую в результате небесного
тантризма.
Похоже, генерал-майор был хорошо знаком с ритуальной практикой
тантризма, и сейчас ощущал усталость.
Универсалисты отошли от традиционного
тантризма и, хотя сохраняют в своём учении некоторые характерные его черты (например, культ женского начала), фактически превратились в типичные неоиндуистские течения, перестав быть тантриками.
Подобного рода практику можно считать лишь отчасти сходной с тантрической, потому что в ней есть немало такого, что сближает этот тип шаманизма с настоящим
тантризмом: почитание женских божеств, оргиастические обряды, магические церемонии и т. п.
Позитивный подход к телу следует из метафизики
тантризма, согласно которой мир есть манифестация высшей реальности.
Не все тибетские традиции считают, что радужное тело возникает в буквальном смысле, хотя бытует представление, что достижение просветления, или уровня будды, в воплощённом состоянии – подлинный признак того, что должен раскрывать
тантризм.
Тантризм акцентирует внимание на важности человеческой жизни и редкой возможности обрести истинное знание через человеческое рождение.
Цель
тантризма – окончательное освобождение от круговорота рождений и смертей (сансары).
Вечный двигатель, эпический
тантризм!
К тому, что у санскритских авторов вообще не было принято указывать дату, добавляется ещё и то, что многие священные тексты индуистского
тантризма представляют собой компиляции, чьим составлением занимались разные авторы на протяжении длительного периода времени.
Он не участвовал в спорах между тибетскими сектами, сосредоточив внимание на истоках буддизма, Хинаяне, или «Малой колеснице», чань-буддизме, даосизме и индийском
тантризме.
Целью всех последователей
тантризма является примирение и слияние всех существующих в мире противоположностей.
В течение сравнительно короткого времени влиянию
тантризма подверглись индийские философия, мистицизм, ритуалы, этика, иконография и даже литература.
И, конечно, не исключено, что все три гипотезы верны, и зарождение и развитие
тантризма происходило сразу несколькими путями.
Поэтому сегодня исследователи всё больше сходятся во мнении, что
тантризм развился на стыке этих двух древних культур.
Окончательно
тантризм сформировался с появлением первых тантр примерно в середине или во второй половине первого тысячелетия новой эры, но тантрические обычаи, верования и практики были в ходу уже задолго до этого – в I–II веках.
Совершенно внезапно
тантризм стал необычайно популярен, причём не только среди философов и теологов, но и сред и людей, вёдших активную религиозную жизнь – аскетов, йогов, а затем достиг самых широких слоёв населения.
Тантризм утверждает, что соитие мужчины и женщины есть соединение тела и души, возвращение к первоначальному единству, существовавшему «до начала мира».
Необходимость гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице отстаивает
тантризм.
Поэтому тело в тантрической религии и обрядах играет исключительно важную роль, так как только при телесном существовании душа может достигнуть освобождения (в терминологии
тантризма «дживанмукти»), а пока человек не достиг такого освобождения, его душа вынуждена каждый раз после физической смерти возвращаться в новое тело.
– Дать определение
тантризма не так-то просто.
Когда последователи
тантризма садятся в круг для ритуала, это тоже называется чакрой.
Кстати, на основании той же логики индусы называют инициатические доктрины
тантризма «путём вина».
С точки зрения
тантризма разум, по сути, просветлён.
Так адепты
тантризма осознают собственную природу в сущности чистого разума.
Мой интерес к буддизму, индуизму и
тантризму проявился очень рано.
Дзогчен, в свою очередь, подвергся влиянию чань-буддизма и шиваистского
тантризма, основное учение которого, Пратьябхиджня, буквально означает «спонтанно осознавать природу своего разума, или истинного „Я“».
Также считается, что привязанность
тантризма к реальности, а не к концепции иллюзии, разделяемой некоторыми буддистами (из которых должны быть исключены чань-буддисты и йогачары) и ведантистами, отчасти объясняется женским видением.
С тех пор в
тантризме говорится, что женщина олицетворяет силу, а мужчина воплощает способность удивляться и восхищаться.
Настоящая книга претендует на описание этой древней ведической системы (имеющей, как считает автор, приоритет перед более поздним
тантризмом), включая различные йогические техники – асаны, бандхи, мудры, пранаямы и, наконец, медитацию.
Все направления индуистского
тантризма объединяет идея о полярном дуализме мужского и женского начал, в остальном же мир тантры крайне пёстр и разнообразен.
И в ритуальной практике далеко не всех течений
тантризма женщины из плоти и крови занимают какое-либо особое место; иногда женщина просто остаётся метафизическим символом, обозначающим внутренний принцип, или богиню, пребывающую внутри мужчины.
Другая гипотеза связывает зарождение
тантризма с деятельностью ортодоксальных брахманов, которые могли заимствовать у автохтонного населения магические ритуалы и обряды, а вслед за этим и всю мировоззренческую систему.
Как бы это ни происходило, исследователи считают
тантризм результатом переплетения неарийской и брахманистской культур.
Именно вамачара и считается классическим
тантризмом.
Тантризм почти полностью ассоциируется с шактизмом и шиваизмом, но существуют и вишнуитские тантрические школы.
Исследователи относят эту школу к тантрическим, т. к. она базируется на тантрических самхитах и придерживается присущих
тантризму воззрений на космогенез, структуру человеческого существа, роль йоги в достижении освобождения и значение звука и мантр.
Тантризм предложил ускоренную методику достижения совершенства.
Особенность
тантризма заключается в том, что человек мысленно воссоздаёт собственный образ и наделяет его божественными характеристиками.
В современных религиях ярким примером служат
тантризм и дзён, которые развились наряду с брахманизмом и буддизмом.
В основном именно под этим углом мы и будем рассматривать в данной книге удивительный мир
тантризма.