Городское население – посадские – несли
тягло – совокупность налогов в пользу князя.
Бобыли не несли государственного
тягла, но платили своему владельцу более лёгкий оброк – бобылыцину.
Не
тяглыми землями назывались те, на которых не лежало городских повинностей и платежей, к таким землям принадлежали земли церковные и земли, уступленные или назначенные служилым людям в пользование вместо жалованья.
А продрогший за ночь конь, не покрытый попоной, уже не рабочее
тягло.
Стало быть, на выхаживание
тягла оставалось тридцать, от силы тридцать пять дней.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выгораживание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Архивная справка трехсотлетней давности гласит: «Крестьяне свезены изо многих дворцовых сел и волостей и из купленных вотчин, а иные браны у всяких чинов людей… а иные призваны были литовские выходцы, а иные браны для того, что служили во дворах у всяких чинов людей посадские
тяглые люди и дворцовых сел крестьяне и крестьянские дети, а иные куплены».
Посадские люди протестовали против того, что торгово-промышленное население «белых слобод» в городах было освобождено от несения посадского
тягла.
Эта категория населения относилась к чёрному
тяглому люду, который нёс государственные налоги и повинности (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги).
Конечно, не стоит идеализировать жизнь сельской общины, были и свои минусы: крестьяне не могли свободно выйти из общества или продать земельный надел; уходя на заработки в город, они обязаны были спросить разрешения у сельского схода, а вернувшись, заплатить
тягло – денежную повинность.
Чтобы уклониться от налогов, крестьяне указывали в качестве
тяглых наделов мизерные участки в одну – две четверти (четверть – половина десятины).
Боярские дети не принадлежали к разряду «холопей», они не обязаны были нести податное
тягло, принадлежали к свободному классу населения и лучшим образом отвечали условиям формирования «нарочитых» войск.
Российское казачество формировалось по меньшей мере с XIV в. на окраинах русских земель в результате смешения славянских народов и остатков тюркских племён как вольная (не нёсшая
тягла) группа людей.
Для XVII века этот важный вопрос остаётся почти не изученным: проблема заключается в том, что, уклоняясь от налогов, крестьяне указывали в качестве
тяглых наделов участки земли, намного меньшие, чем действительная запашка.
Этот указ царя окончательно усугубил положение татар, имевших до этого хоть какие-то привилегии, а отныне они становились наравне с
тяглыми русскими крестьянами и разделяли "все невыгоды этого положения".
Остальное население, не принадлежащее к служилому сословию, составляло так называемое земство, или
тяглое население.
– А вот хотим мы из
тяглых крестьян в купеческое сословие записаться, в этом нам помощь возможна?
Они комплектовались из детей стрельцов, свободных от
тягла родственников посадских и вообще из незакрепощенных людей.
Известно, что служилые и
тяглые московские столичные чины рассматривались как представители также и провинциального населения.
Ещё в первой половине XVII века на место древней сохи, представлявшей из себя значительное пространство обработанной пашни, стала «дворовая» или «живущая» четверть – искусственный комплекс определённого числа
тяглых дворов с определённым количеством обработанной земли.
Холопы по праву не имели законом защищаемой собственности и ни служили, ни тянули
тягла государству, а состояли в крепостном дворовом услужении у частных лиц, образуя также несколько видов неволи.
Духовенство, будучи освобождено от всех государственных податей и повинностей, в то же время обязано было платить архиерею со дня своего посвящения до конца жизни подати поземельные, личные, натурою, деньгами, почему в некоторых грамотах оно и называется иногда
тяглым сословием.
Эта взаимная близость городского и сельского населения на севере закреплялась и официально – единством земского самоуправления, соединявшего город с уездом в одну областную единицу, и единством податного оклада, обращавшего северный город с уездом в одну
тяглую общину.
Но собирать налоги в прежних размерах стало сложно, ведь число
тяглых людей уменьшилось.
Относительно стрельцов и казаков, а также драгунов, которые «всякими промыслами промышляют и в лавках сидят», Уложение 1649 г. постановило, что они, будучи свободны от
тяглых служб (натуральных повинностей) и податей, обязаны платить таможенные пошлины с промыслов и оброк с лавок.
Поокрепнув, он быстро обзавёлся крестьянами, даже своих деловых людей перевёл на крестьянские
тяглые дворы.
Бобыльские дворы всегда писались отдельно от крестьянских, ибо всякий крестьянин, как и прежде, отправлял свои повинности с
тяглого жеребья, хотя назначение такого жеребья и зависело от владельца, сколько можно судить по дошедшим до нас известиям.
Дворцовых ремесленников, обслуживавших нужды дворца и царской семьи, а также находившихся на государевой службе и числившихся под началом различных приказов; вотчинных ремесленников: крестьян, дворовых, холопов на дворах феодалов; церковных ремесленников: патриарших, митрополичьих, архиерейских и монастырских; и посадских, тянувших
тягло, т. е. совокупность различных налогов и повинностей.
В городе около полутора тысяч
тяглых дворов.
Опять приходилось всё растолковывать
тяглым мужикам.
Известно, что только в середине XVII века посаду удалось сломить беломестную слободу и ввести её в общий
тяглый распорядок, отписав на государя; но в XVI веке посад ещё не мечтал о такой победе, и только государевы слободки обращались в посады там, где истощение природного богатства, отданного в эксплоатацию слобожанам (бобровых гонов, бортей, рыбных ловель), колебало самое основание слободского хозяйства и переводило слобожан от упавшего специального промысла к общим формам посадского хозяйства.
Сословные группы того времени носили
тяглый характер, а их значение и состав определялись прикреплением к той или иной государственной службе.
Но основное мировое новое
тягло было сконцентрировано в начале восемнадцатого века, преобразовавшись из простого мира господ – ячейки иллюминатов, в орден масонов, не без влияния, хоть и тончайшего, но контактов с внеземной цивилизацией.
Использование лося в качестве
тяглого животного не представляется такой уж фантастикой.
Торгово-ремесленный люд несёт на себе
тягло налогов и повинностей, дворянство обязано воевать, духовенство молится за государя, а монастырь при необходимости играет роль «государева богомолья».
Дозорная книга посадов и
тяглых деревень вятских городов и уездов…
Это правило применялось так последовательно, что бояре и вольные слуги, покупавшие земли чёрных людей, т. е. крестьян, живших на казённой княжеской земле, обязаны были тянуть
тягло вместе с крестьянами, а в противном случае теряли купленные земли, которые возвращались чёрным людям даром.
В.Н. Татищев считал практику ссуд крестьянам обычным делом: «Крестьяном на племя давать корову, овцу, свинью, гусей пару, уток пару, индеек пару и чрез год с каждого
тягла собирать масла 20 ф., барана кладеного, борова… птиц… или деньгами».
Отпущенные на волю холопы причислялись к разряду
тяглых людей.
Жди-пожди, когда кто первый отсеется, чтобы на пару дней
тягло у него занять.
Авось да пригодится, ежели захочешь собой самим оставаться, принудительного
тягла избежать да силу понапрасну не сливать…
Не последнюю роль в утверждении
тяглого начала сыграло разорение и разграбление городов и сел в ходе татаро-монгольского нашествия.
Да и рабочие, бедняки, крестьяне тогда переживали
тяглое время.
Людей своих для
тягла городского князья не дают, всё для ратного дела берегут.
В
тяглых волостях, в сёлах и деревнях крестьяне, которые были побогаче, давши воеводам взятки, отписывались от сошного письма, так что в сохе (единице, с которой брались налоги) оставались только менее зажиточные люди, так называемые «середние и молодшие».
Обычно невольник становился неполноценным членом семьи своего хозяина или обычным
тяглом, «говорящим инструментом», когда попадал на галеры, плантации, в рудники или каменоломни.
Поди, высчитай, сколько надобно взять с собой запасных полозьев, сколько рогожек, досок, припасов, фуража для коней и прочей
тяглой силы.
Вчера ещё казавшиеся добропорядочными, соседи вдруг без всякой причины бросали
тягло, начинали бродяжничать, юродствовать и пророчествовать; смиренные попы вдруг срывались в богохульство, оставляли приходы и с кистенём под рясой чинили разбой, одни из горожан за грош душу бесу закладывали, другие бескорыстно раздавали всё, что нажито.
Привели ему с конюшни каурую кобылку: бабенина любимца, пояснили, немолодая уже, да ещё
тяглая.