Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные
универсалии и культурный порядок.
Любовь предстаёт в качестве фундаментальной
универсалии культуры, которая позволяет увидеть глубину человеческой природы и человеческих чувств.
На
универсалиях мифологического мышления в огромной степени строится, например, современная реклама.
Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие
универсалии.
Мировоззренческие
универсалии культуры – это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определённой эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: охти — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Выводы, к которым, с одной стороны, пришли крайние «реалисты», а с другой – «номиналисты», показывают, что решение проблемы
универсалий находится где–то посередине, между этими двумя крайностями.
Это означает признание реального (объективного) существования
универсалий разного уровня общности, отображаемых с помощью иерархической классификации.
Для концептуалиста
универсалии существуют в человеческом уме, они связаны с его аналитико-синтетической работой над признаками конкретных вещей, то есть над результатами их чувственного познания.
Одной из задач литературоведения должна стать разработка новых возможностей литературного творчества; задачей семиотики и лингвистики – создание новых знаков, лексических единиц или грамматических моделей, увеличивающих богатство и выразительность языка; задачей философии – проектирование новых
универсалий и универсумов, альтернативных миров.
Внимание учёных привлекают языковые
универсалии– обобщения внутрисистемных корреляций в языке (такие, например, как «средняя протяжённость морфем в языке тем больше, чем меньше в нём инвентарь фонологических единиц»).
Не говоря о практической трудности установления подобной основы семантических
универсалий, возникает другая, не менее сложная проблема, касающаяся уточнения правил семантической совместимости и несовместимости, которые управляют построением не только семем, но также и более крупных синтагматических единиц (высказывание, дискурс).
Преобразование базисных смыслов
универсалий культуры и соответственно изменение типа культуры всегда связано с переломными этапами человеческой истории.
Так сказать создать философско-мировоззренческую картину, базирующуюся на ансамбле философских
универсалий.
Ответить на него простой ссылкой на познание
универсалий нельзя, иначе бы интеллектуальное существо вновь оказалось бы в мире схоластики, а существо политическое – в мире имперских иерархий; отвечать на него, говоря лишь о накоплении опыта, также губительно как для гуманиста, так и для гражданина.
Ценности являются «смысловыми
универсалиями», а смысл, напротив, «уникален».
Для крайнего номиналиста
универсалии имеют единственное реальное существование в словах.
Мировоззренческие
универсалии могут функционировать и развиваться и вне философской рефлексии.
Это своего рода антропологические
универсалии, первоэлементы общечеловеческого опыта, преломлённые через национальные языки и культуры.
Общей сущностью для всех круглых предметов была круглая форма, все представители знати так или иначе обладали признаками знатности, а все отцы являлись представителями сущности или
универсалии отцовства.
Во-вторых, исследовательский интерес вызвали те произведения, в которых наиболее ярко обозначен переход концептов фаустовской культуры в
универсалии художественного сознания.
С этой точки зрения значительная часть работы, проделанной трансформационными лингвистами, состоит в выявлении и описании способов, какими эти три
универсалии репрезентации реализуются в языковых системах.
Создание интеллектуального продукта – особая
универсалия человеческого индивида.
Можно сказать, что это категории, через которые аксиологическая
универсалия раскрывается в более низшие рангом понятия.
Столкнувшись с многообразием традиций и образов жизни, учёные сосредоточились, в частности, на поисках
универсалий, то есть общих черт, характерных для всех народов, несмотря на внешние различия в их культуре, традициях, социальной организации и т. д.
Они «поддерживали идею о существовании лингвистических
универсалий, то есть определённых правил, предшествующих формированию любого естественного языка».
Реальность
универсалий означала реальность общего и отвлечённого, присутствие в вещах того, что утверждается в понятиях, имеющих универсальное значение.
Однако «одни и те же ценностные основания, ориентации, смыслы могут быть "упакованы" в совершенно различные на первый взгляд формы и символы, иметь различную феноменологическую представленность, что, тем не менее, позволяет говорить в этом случае об определённых
универсалиях культуры при её многоликости и разножанровости».
О параллельности развития арабской и христианской философии свидетельствует и понимание
универсалий.
Именно с этих позиций мы и продолжим процесс исследования нравственных и этических
универсалий, представленных в религиозных и философских источниках.
Возможность источниковедческой компаративистики на основе видовых структур источников основана, как мы стремились показать, на общечеловеческой
универсалии фундаментального характера.
Здесь возможна аналогия с современными представлениями о языковых
универсалиях человека.
Первая традиция склонна устранять локальное, ассимилируя его в абстрактных
универсалиях; это никак не влияет на мою задачу, если язык анализа остаётся эмпирическим.
Причём «противоположности» подразумеваются здесь исключительно в качестве
универсалии, обобщающей многообразные взаимодействия вещей – партикулярий.
Но есть ли реализм духа реализм
универсалий, реализм общего?
Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые
универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.
За уровнем мифологических сюжетов в структуре мифа прослеживаются уровень мифологических мотивов и уровень мифологических образов, имеющих в культуре значение
универсалий, или, на языке психологии бессознательного, архетипов и архетипических образов.
Потому природа
универсалий принципиально онтологична.
Начав с выявления видовых свойств культурных объектов и специфики возникновения, функционирования и распространения этих видов, мы приходим к более глубокому пониманию фундаментальной
универсалии – способности человека к созидательному творчеству.
Появление современных эрзац-ценностей, в виде отрицания существующих ценностей лишь дальнейшее развитие давно возникшего тренда на поиск путей, минующих аксиологическую
универсалию.
Это есть объективный, универсальный дух, источник общеобязательного знания
универсалий.
Одно и другое объединяют общие условности, нормы, кросс-культурные
универсалии и глубинные структуры визуального повествования.
Демократия вовсе не законченная абсолютная истина, а значит, рано или поздно новые
универсалии придут ей на смену.
Сущность права заключается в отражении в нём гуманных человеческих отношений и объективно стремится в своём развитии к выражению в нормах поведения людей нравственных принципов, адекватных природным
универсалиям.
Эстетика ориентирована на выявление
универсалий в чувственном восприятии выразительных форм реальности.
Кризис культуры – это такое её состояние, когда её
универсалии теряют власть над людьми, когда жизнедеятельность последних перестаёт следовать культурным нормам и образцам.
Концепт пути, дороги – это
универсалия мировой культуры.
Иными словами, дисфункциональные убеждения, или когнитивные искажения, имеются у всех людей на планете и посему являются своего рода
универсалиями.
Она действует по собственным законам, по законам этики, которые, будучи космическими
универсалиями, всё-таки никак не связаны и не вытекают из законов природы.
Вневременные
универсалии остались в прошлом, и научный мир променял вечные истины на культурные конструкты и постструктуралистскую неопределённость.
Имеем в виду глобальный кризис идентификации, в который вовлечена ацентричная западная цивилизация и в котором превалирует перемешивание в конкретных культурных контекстах как глобальных
универсалий постиндустирального общества, так и национальных традиций.