Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные
универсалии и культурный порядок.
Мировоззренческие
универсалии культуры –это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах.
Именно в такие эпохи в самых различных сферах культуры происходит интенсивная переоценка ценностей, смыслов мировоззренческих
универсалий, ранее казавшихся очевидными и само собою разумеющимися.
Споры о том, покрывает ли грамматика мышления и специфически языковые
универсалии, не утихают.
Преобразование базисных смыслов
универсалий культуры и соответственно изменение типа культуры всегда связано с переломными этапами человеческой истории.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: патрилинейный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Любовь предстаёт в качестве фундаментальной
универсалии культуры, которая позволяет увидеть глубину человеческой природы и человеческих чувств.
Выводы, к которым, с одной стороны, пришли крайние «реалисты», а с другой – «номиналисты», показывают, что решение проблемы
универсалий находится где–то посередине, между этими двумя крайностями.
Реалисты отстаивали объективное и независимое от познающего субъекта существование
универсалий, а их противники – в лице номиналистов и концептуалистов – видели в них лишь присутствующие в человеческом уме общие имена или понятия.
В номинализме выделяется одна школа, которая признавала реальность понятий или общих представлений в нашем уме, и её приверженцы находили, что
универсалии существуют, но только в нашем уме; другие номиналисты, как мы увидим дальше, и это отрицали.
Ошибку шестого вида совершают те, кто говорят, что идея какого-нибудь тела является
универсалией, будто в душе существует образ человека, представляющий не отдельного человека, а просто человека как такового, что невозможно, ибо всякое представление едино и имеет своим объектом только отдельную вещь.
Суть лингвистической задачи сводилась к следующему: существуют ли «семантические
универсалии», то есть элементарные понятия, общие для всего человеческого рода и находящие выражение на любом языке.
Ценности являются «смысловыми
универсалиями», а смысл, напротив, «уникален».
Ответить на него простой ссылкой на познание
универсалий нельзя, иначе бы интеллектуальное существо вновь оказалось бы в мире схоластики, а существо политическое – в мире имперских иерархий; отвечать на него, говоря лишь о накоплении опыта, также губительно как для гуманиста, так и для гражданина.
Этот тип невозможно передать перечислением отдельных черт и признаков, его можно схватить интуитивно; для типа характерны не отдельные черты сами по себе, а определённые сложные соотношения их – «конкретные
универсалии».
Доказывая, что нам следует признать реальность
универсалий, реалисты обращаются к таким явлениям, как субъектно-предикатный дискурс и абстрактная референция.
С другой стороны, существуют вещи – определённые
универсалии, – к которым этот предикат неприменим.
И, разумеется, экземплифицируемые цветами
универсалии могут быть более или менее определёнными – так можно объяснить, например, почему красный ближе к оранжевому, чем синий.
Это своего рода антропологические
универсалии, первоэлементы общечеловеческого опыта, преломлённые через национальные языки и культуры.
Таким образом, мы возвращаемся к мысли, что существуют предложения, чья истинность подразумевает существование такого рода вещей, которые реалисты называют
универсалиями.
Она начинается с дебатов реалистов и номиналистов о природе
универсалий.
Как правило, реалисты заявляют, что существуют различные виды
универсалий, которые могут быть референтами предикатов.
Чем конкретнее или определённее общая
универсалия, тем полнее следующее из неё совпадение атрибутов.
Такие понятия исполняют самую однозначную референтную роль – функционируют в качестве имён
универсалий.
Но тем самым и к нему, как одному из фокусов его эпохальной культурыв качестве
универсалии.
Итак, основы этой диады укоренены в когнитивных
универсалиях сознания, порождающих свои подобия в пространстве текста или действия.
Таким образом, совпадение атрибутов может быть связано со множеством разного типа
универсалий.
Истинным субъектно-предикатное предложение делает именно то, что референт его субъекта экземплифицирует
универсалию, являющуюся референтом его предиката.
Он рассматривал
универсалии как умственные концепции, которые не существуют отдельно от предметов, но которые в то же время не просто произвольные имена.
С этой точки зрения значительная часть работы, проделанной трансформационными лингвистами, состоит в выявлении и описании способов, какими эти три
универсалии репрезентации реализуются в языковых системах.
Общей сущностью для всех круглых предметов была круглая форма, все представители знати так или иначе обладали признаками знатности, а все отцы являлись представителями сущности или
универсалии отцовства.
Создание интеллектуального продукта – особая
универсалия человеческого индивида.
Демократия вовсе не законченная абсолютная истина, а значит, рано или поздно новые
универсалии придут ей на смену.
Можно сказать, что это категории, через которые аксиологическая
универсалия раскрывается в более низшие рангом понятия.
Напомним, что в разделе настоящей монографии, посвященномправу и общественным интересам, сказано, что права человека, взвешивание различных интересов и как результат – их баланс, а также принципы права являются правовыми
универсалиями, которые безусловно должны учитываться при создании права, а также в процессе правоприменения.
Столкнувшись с многообразием традиций и образов жизни, учёные сосредоточились, в частности, на поисках
универсалий, то есть общих черт, характерных для всех народов, несмотря на внешние различия в их культуре, традициях, социальной организации и т. д.
Они «поддерживали идею о существовании лингвистических
универсалий, то есть определённых правил, предшествующих формированию любого естественного языка».
Так сказать создать философско-мировоззренческую картину, базирующуюся на ансамбле философских
универсалий.
Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые
универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.
Здесь возможна аналогия с современными представлениями о языковых
универсалиях человека.
Для крайнего номиналиста
универсалии имеют единственное реальное существование в словах.
Из нашего описания реализма можно сделать вывод, что его сторонники желают повсеместно применять платоновскую схему, так что каждому случаю того, для обозначения чего мы использовали дофилософское понятие совпадения атрибутов, реалист приписал бы особую
универсалию.
О параллельности развития арабской и христианской философии свидетельствует и понимание
универсалий.
Именно с этих позиций мы и продолжим процесс исследования нравственных и этических
универсалий, представленных в религиозных и философских источниках.
Возможность источниковедческой компаративистики на основе видовых структур источников основана, как мы стремились показать, на общечеловеческой
универсалии фундаментального характера.
Развитие общества подчинено универсальной историчности, задающей общую направленность и единство всемирно-историческому процессу, т. е. на основе
универсалий прогресса, равно доступного всем народам и государствам, постепенно формируется единое мировое пространство.
Более того, некоторые реалисты придерживаются мнения, что
универсалии соответствуют лишь предикатам, являющимся истинными в отношении существующих в действительности объектов, тогда как другие убеждены, что возможны как экземплифицированные, так и неэкземплифицированные свойства, виды и отношения.
Первая традиция склонна устранять локальное, ассимилируя его в абстрактных
универсалиях; это никак не влияет на мою задачу, если язык анализа остаётся эмпирическим.
Таким путём возникают
универсалии и прочие абстракции воображения плюс выражающие их слова в языке «толпы», т.е. в естественных языках.
Язык онтологического общения – язык
универсалий.
Но есть ли реализм духа реализм
универсалий, реализм общего?