Телесно-жестикуляционное облачение слова как принцип поэтической и метапоэтической динамики образует влиятельный концепт для
формалистской теории литературы и языка.
Со временем некоторые из этих школ сами стали исповедовать слишком
формалистский или концептуальный подход и утратили свою действенность.
Задача этой главы – поставить русский
формалистский эксперимент 1920-х в контекст трёх конкурирующих направлений, которые не только находились в оппозиции к нему, но и отчасти определяли себя через это противостояние.
Тем более парадоксально, что
формалистский поиск автономии и утверждение профессионализма, традиционно воспринимаемые как элитистский или эскапистский жест, характерный для художника, в историческом контексте русской литературной критики в 1920-х годах был воспринят как главная и самая революционная новация.
Теперь можно обратиться к пёстрой группе материалистов, попутчиков и марксистов, чьё противостояние обращённой вовнутрь, как им казалось, внесоциальной позиции
формалистского литературоведения было непреклонным с начала 1920-х годов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тартан — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но он отличается от технически нейтрального
формалистского приёма.
Такой подход является
формалистским и ненаучным.
Для жёлтой бюрократии подойдёт
формалистский метод, наиболее ярким проявлением которого является холархия – подход к организации компании, основанный на создании для решения каждого типа постоянных задач кругов – холонов.
Каретниковское гротескное смешение идейности – отличной, конечно, от соцреалистической догмы, но всё-таки ею обусловленной – и
формалистского упоения затруднённой формой обеспечивает нашему повествованию уместный, веский финал.
Её монополия после нескольких громких кризисов расширилась ещё сильнее: всё, что печатается сегодня в мире – будь это капиталистическая литература, соцреализм,
формалистский псевдоавангард, эксплуатирующий давно ставшие всеобщим достоянием формы, или лживые теософские агонии ещё недавно бывших освободительными движений – насквозь проникнуто мелкобуржуазным духом.
Важно отметить, что первые попытки обоснования лингвоэстетики были предприняты либо учёными, стоящими в оппозиции к формальному методу, либо, так сказать, «преодолевшими формализм» – теми, кто на первых порах разделял
формалистские установки, но впоследствии отошёл от них.
Естественно близкой (или поддерживающей) дисциплиной для
формалистской словоцентрической эстетики оставалась лингвистика.
Наше рассмотрение ограничится критическим ответом бахтинского кружка на
формалистский проект.
Внетекстуальная реальность должна быть внесена в анализ (критик не должен замыкаться во внутренней имманентной структуре отдельного произведения), но, в соответствии с
формалистскими научными стандартами, таким материалом могут служить только другие литературные тексты.
Чтобы прояснить это расхождение, стоит вернуться к истории журнала «ЛЕФ» и, соответственно, той «ереси», какой могло казаться сближение
формалистских кругов с производственным движением, в ходе которого дискурс поэтического мастерства и писательского ремесла через рефлексию социальной функции литературы постепенно приходит к индустриальной работе со смыслами.
С одной стороны, более поздняя публикация как будто отрицает
формалистский томик, занимая его место.
Чем стройней и определённей хотела быть
формалистская теория литературы, тем глубже она увязала в противоречиях.
Междисциплинарность правового реализма позволяет преодолеть крайности метафизического теоретизирования и
формалистского конструирования нормативных текстов, не соответствующих юридической практике.
Само название «Техника писательского ремесла» – тоже концентрат
формалистского подхода.
Художники 1920‐х годов понимали новое коммунистическое общество как квазихудожественный эксперимент, в котором, следуя
формалистскому идеалу, они использовали «искусство как приём», позволяющий увидеть прежде невидимое, – использовали для того, чтобы при помощи художественного остранения освободить автоматизированное восприятие угнетённого рабочего и превратить его в «просвещённого пролетария».
Временно отвлекаясь от того, что происходит, она обращает внимание на то, как это происходит:«как» не в
формалистском смысле «приёма», а в смысле феноменальной явлен-ности, так сказать, «формы» описываемого события, выбора именно такого рода движения, пространства, звука или вещества, а не какого-либо иного.
Таким образом, в 1940–1950 годах в области изучения некапиталистических экономических систем наряду с так называемым
формалистским появляется и субстантивистский подход.
Идея не пропала, но никакого влияния приобрести не смогла, оставшись тем, чем и была по сути:
формалистской конструкцией графоманского свойства.
Хорошо из дальних
формалистских и экспериментальных странствий возвращаться домой, а переев заумного и кремового, понять, что нет ничего драгоценнее живой воды.
Одними из тех, кто развил
формалистский подход, были представители ханафитской школы права.
Таким образом, обозначенная проблема главенства метода над материалом тянет за собой не менее сложный вопрос – изменчивости и эволюционности самого материала, понимание чего и отразилось в
формалистской концепции «литературного быта», которая может быть истолкована как попытка выйти за границы самого метода.
Поскольку
формалистская модель модернизма делала ставку на автономию современного искусства как обособленного от общественной практики и основанного на визуальном опыте, неоавангард (её антагонист) акцентировал внимание на двух модернистских течениях – дада и конструктивизме, которые представлялись диаметрально противоположными этой визуалистской автономии – которые стремились разрушить обособленную институцию искусства путём анархических атак на её формальные конвенции, как это делали дадаисты, или трансформировать её в соответствии с материалистическими практиками социалистического общества, как это делали конструктивисты.
Из-за таких
формалистских ассоциаций я и решила раскрутить этимологию слова и дотюнить до какого-то варианта, который не будет так сильно раздражать.
Согласно
формалистской теории, когда литература оказывается в тупике, для внелитературных и окололитературных жанров появляется возможность влиться в неё и вдохнуть новую жизнь.
Мы приняли как должное то, что
формалистские эксперименты – маркеры иной системы – не были полностью уничтожены, но в отдельных случаях вовсе не учитывались, а в других – вписывались в работу системы, которой толком не принадлежали.
В это время происходит ожесточённая борьба с
формалистским подходом в искусстве, с различными направлениями, многие мастера пересматривают своё мировоззрение в желании показать в реалистичной или аллегоричной форме искомую правду о бытии человека той эпохи, выразить своё видение происходящего.
Формалистский идеал оптической чистоты давно отвергнут, а неоавангардная критика искусства как автономного института зашла в тупик, по крайней мере в практиках, которые ограничивают «институт» выставочным пространством, а «искусство» – традиционными медиа.
Для
формалистского подхода материалом является сама предыдущая традиция, т. е. набор литературных приёмов, которые каждый по-настоящему современный писатель использует по-новому, обнажая приём и тем самым уничтожая автоматизм восприятия, заставляя переживать застывшую форму искусства иначе и таким образом по-новому чувствовать жизнь как таковую.