Реакционная сущность
формалистических теорий давно уже разоблачена советской критикой.
Ещё один исторический фактор, который оказал влияние на понимание предмета композиции – это борьба между сторонниками реалистического и
формалистического искусства в первые годы советской власти.
Редукционизм чисто
формалистического подхода к историческому материалу имел следствием восприятие истории историографии как своего рода короллария к истории реализма в литературе.
Когда же в 1950-е гг. началась
формалистическая революция, почти абсолютный запрет на анализ неравновесия окончательно утвердил корректировку цен как единственный возможный способ реакции рынков на потрясения.
То же самое можно показать, если осуществить
формалистический принцип в тех крайних выводах, к которым он приходит.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: щучина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но необходимо подчеркнуть большую опасность также
формалистического перевода.
Дело в том, что в конце XV столетия университетская наука представляла собой
формалистическую схоластику, то есть была основана на отвлечённых рассуждениях, не подтверждаемых опытом.
Была вскрыта также
формалистическая сущность теории исторической первичности психологического параллелизма, начисто отвергаемой современными данными науки об искусстве первобытных народов.
Более
формалистическое и более поверхностное разделение видов музыки трудно себе и представить.
Но чтобы не оставалось уже никаких разночтений, в статье использован ряд «ключевых слов», безошибочно ассоциирующихся с авангардными практиками: «мейерхольдовщина», «
формалистические потуги», «оригинальничание», «заумные вещи».
Писали о том, что театр «окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя», что «в угоду левацкому трюкачеству и
формалистическим вывертам даже классические произведения русской драматургии давались в театре в искажённом, антихудожественном виде».
Почему антинародные композиторы пишут
формалистическую музыку? | 5.
Этому способствовала и ориентация французских математиков и философов математики, довольно равнодушных в это время к проблемам, вызванным кризисом оснований математики, и к возникшему в связи с ним
формалистическому направлению.
Повествование также носит
формалистический характер, поскольку «общественные науки» трактуются в терминах осознанной профессиональной деятельности самих практиков.
Эта тенденция оказалась особенно влиятельной в сфере математики в силу преобладания в ней
формалистического подхода и не достигла того же в области эмпирических наук.
Применив гегелевский метод и концепцию познающего субъекта для преодоления основной
формалистической парадигмы марбургской школы, он по-новому поставил проблему методологии познания.
Одно это обстоятельство достаточно наглядно иллюстрирует опасность сопоставления авангарда и соцреализма, проводимого в чисто
формалистических терминах, без адекватного понимания конкретных политических проектов, в контексте которых используются те или иные формы.
Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным
формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приёмами дешёвого оригинальничания.
Те, кто вздумают смаковать
формалистические выкрутасы, будут отброшены как ненужные, мешающие работе люди.
В них нет
формалистических изысков, вторых планов…
Так «защёлкивается» символическая тавтология «антинародных композиторов, которые, являясь по природе формалистами, не могут не писать
формалистическую музыку».
Сторонники
формалистического метода и беспредметных композиций, в свою очередь, претендовали на главную роль в советском искусстве, осуждая реализм как давно устаревший метод работы.
Он рассматривает эту
формалистическую традицию в духе так называемого духовно-исторического метода.
На протяжении всей истории литературоведческой мысли неизбежно актуализировались либо герменевтически ориентированные концепции (то есть, произведение истолковывалось в определённом социокультурном ключе; в нём отыскивали скрытый смысл, выявление которого требовало соответствующей методологии декодирования), либо эстетские,
формалистические школы и теории, изучающие поэтику (то есть, не сам смысл произведений, а средства его передающие).
Если же он избрал такую службу лишь для того, чтобы его никто не мог трогать, чтобы быть, так сказать, наименее священником, наименее отделяться по жизни и деятельности от чиновников, то, конечно, кроме зла он ничего не внесёт в жизнь школы, так как влияние законоучителя – и преподавательское, и чисто религиозное – обусловливается всецело тем условием: если измученные
формалистическим отношением светских преподавателей, хотя бы в священнике, ученики встречают отца, ценящего не внешность, а вносящего в жизнь законы правды внутренней, взывающего не к внешней исправности только, а прежде всего к совести.
Надо уделить серьёзное внимание эстетическому воспитанию, формированию художественных вкусов у всех советских людей, объявить решительную борьбу безвкусице, в чём бы она ни проявлялась – в
формалистических увлечениях или в мещанских представлениях о «красивом» в искусстве, в жизни, в быту.
Таким образом, возникает
формалистическая теория исследования категорий и типов на основании посредственных произведений.
Наш взгляд, выросший на основе естественных наук, не возражает против учения о привязанности наших органов чувств к внешнему, отличному от нас миру, и стремится скорее изменить и перестроить те представления системы, которые несколько более перемежаются
формалистическими компонентами, например, учение о схематизме понятий рассудка, о выведении категорий из логических формул суждения и так далее.
Остальные сторонники
формалистической теории принимают это положение уже как не требующее доказательств.
Но эта точка зрения исключает какой бы то ни было эклектизм, сглаживание противоречий в области мировоззрения, эстетических принципов, понимания общего хода развития искусства – даже по отношению к первым, ранним
формалистическим программам, начиная с импрессионизма.
Это делало платформу
формалистической программы очень ненадёжной, превращая её в мишень для атак как марксистских оппонентов, так и бахтинистов.
Он часто прибегал в своём творчестве к
формалистическим экспериментам.
Именно в таком широком смысле следует понимать
формалистическую доминанту автономности.
В частности, в результате разрушения единства противоположностей эстетического и художественного, что происходит в утилитаристском и
формалистическом художественном творчестве [5].
Супрематизм. (лат. supremus – высший) –
формалистическое течение в живописи начала 20 века; произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объёмных форм.
С позиций принципиального сторонника реализма он высмеивает сентиментально-романтические идиллии, бульварные романы,
формалистические литературные коктейли авангардистов.
Противопоставив красоту – пользе, совершенство художественной формы – идейному содержанию, он оказал влияние на развитие
формалистической эстетики.
Ставя акцент на декоративности и на взаимоотношениях формы и функции, мы отдаём предпочтение
формалистическому прочтению новой архитектуры, довольствуясь выявлением той архитектурной логики, которая должна привести нас к новому стилю.
Главным с
формалистической точки зрения должна была стать формальная конструкция стихотворений, основанная на их пространственной композиции и ритмической основе, ибо именно по этим каналам до нас доходит смысл произведений, даже если он целиком состоит из синтаксически и семантически бессмысленных слов и фраз.
Часть из них окончательно скомпрометировала себя бесконечными грубейшими ошибками космополитического и
формалистического толка и этих ошибок не исправляет, да видимо, и не может исправить.
Используя справедливое недовольство художников недостатками в области нашего искусства, поднявшие голову
формалистические элементы пытаются возглавить творческие союзы и навязать им свою ошибочную программу.
Неоавангардистам, в 1950–1960‐х годах поставившим под сомнение
формалистическую историю искусства, он тоже казался коррумпированным: кичевый в плане техники, субъективистский в плане философии и вдобавок лицемерно элитарный.
Однако
формалистические влияния ещё не окончательно изжиты и в наше время, в особенности в работах по изучению наследия русских классиков.
Теория стадиальности вредна, ведёт к
формалистическим выводам.
Не узко
формалистическое, эстетически вычурное, понятное только узкому кругу специалистов, а искусство подлинно народное, проникнутое духом социалистической рациональности.
Однако мало кто осознаёт, что в ходе
формалистической революции 1950-х гг. само понимание равновесия как процесса было настолько предано забвению, что то, что сегодня называется неоклассической ортодоксией, экономической теорией мейнстрима, состоит из теоретических построений вокруг исключительно статичного конечного состояния равновесия.
Центральный вопрос ортодоксальной довоенной микроэкономики: как достигается рыночное равновесие? – был отодвинут в сторону с началом
формалистической революции 1950-х гг.
Но эта биография города и его зданий, как будто бы так чётко определённая, содержит в себе значительное пространство для воображения и интереса – происходя точно из их реальности – в конечном счёте чтобы обернуть город в ткань артефактов и чувств, которая более важна, чем архитектура или форма, и выходит за рамки любого утопического или
формалистического видения города.
И случился страшный скандал: спектакль-де
формалистический и антисоветский.
Потом оно начало проникать в практическую философию: этика и социология, правоведение и государствоведение стоят на пути к тому, чтобы стряхнуть с себя старый
формалистический способ исследования и провести на его место телеологический образ созерцания.