В японских
хайку часто встречаются аллюзии на такие звуковые события, оставляющие в памяти только вихревой след.
Возможно, вам нужно учиться создавать произведения с трёхактной структурой, делать литературный обзор, писать
хайку или придумывать убедительного персонажа.
Ещё дальше продвинулись в этой синкретичности японцы, придумав особый жанр живописи – хайга, который объединяет в себе рисунок и каллиграфическое написание трёхстишия
хайку.
Поэзия
хайку прошла долгий путь, переживая периоды расцвета и упадка.
Хотя сами поэты
хайку ощущали себя прежде всего дзэнскими художниками и мыслителями, постоянным фоном их творчества остаётся философия китайского даосизма, к которой эти авторы дают частые отсылки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: особина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
За три с лишним века в жанре
хайку японскими поэтами созданы бессмертные шедевры.
Поэтика
хайку расширила список приемлемых тем во много раз и почти полностью сняла все ограничения.
Недаром творчество ведущих мастеров
хайку развивалось в русле философии дзэн.
Характерной особенностью всех сборников
хайку является их интерактивная фактура, рассчитанная на равное знакомство авторов и читателей с классическим наследием.
Он не только создал собственную школу
хайку с детально разработанными правилами и рекомендациями, но и сумел привить обывателю вкус к новинке.
Апофеозом унификации образной структуры
хайку стало составление многотомных сезонных пособий-справочников.
Лаконичный обобщённый рисунок, сделанный чаще всего монохромной тушью, иногда чуть тонированный, дополнялся каллиграфически выполненной надписью – стихотворением
хайку или прозаическим отрывком хайбун.
Первые
хайку, возникшие в недрах шуточной поэзии, ценились главным образом за техническую изощрённость, неожиданность образов, умелую игру слов.
Один художественный образ, непременно адресованный к какому-то из четырёх времён года, плюс определённое настроение, переданное через подтекст, – вот что должна содержать
хайку.
Общественность проявляет интерес к авторам лучших
хайку не только потому, что такой поэтический чемпионат проводится ежегодно с XIV века, но прежде всего потому, что он остаётся неотъемлемой частью современной жизни.
И начиная примерно с середины XX века изрядная часть этих стихотворцев сочиняет именно
хайку.
В его поэтике кирэдзи призваны были укрепить композицию и повысить эмоциональный настрой
хайку.
Для него сочинение
хайку было скорее одной из мирских радостей, чем священной миссией.
Начиная с VII века и вплоть до конца XIX века японская поэтическая традиция в жанре вака, а впоследствии также рэнга и
хайку всегда соседствовала, а порой и пересекалась с поэзией на китайском – канси.
Всё это и превращает
хайку из прозаического словесного скетча в стихотворение.
Кружки любителей
хайку, местами перераставшие в школы, в недалёком будущем должны были составить аудиторию для трёхстиший иного рода.
Вы знаете, что самураев заставляли сочинять
хайку и хокку?
В этой части я привёл только два самых известных
хайку, перевод которых не представляет сложностей даже для начинающих японоведов.
Вот к статье приложила новую
хайку.
Тут проблема состоит в том, что
хайку состоит из двух частей, а разделяет их обычно некоторая остановка дыхания.
Хайку написано поэтом в начале месяца «сацуки» – так или ещё словом «санаэцуки» когда-то называли месяц май, ассоциировавшийся у японцев с началом сезона посадки риса.
Участник 2-го, 3-го и 11-го Всероссийских конкурсов
хайку.
Для полноты восприятия поэтического звучания
хайку очень важны выразительность слова и его акустический образ.
При всей миниатюрности формы
хайку указание на сезон (чаще его конкретный период) играет ключевую роль.
Русские
хайку несколько другие.
Если в английском пришлось учиться использовать слово
хайку и для единственного, и для множественного числа, то в русском такого порыва нет и каждый использует свой любимый вариант, включая склонение по падежам.
Хокку стих, который с 16 века стал называться
хайку, привлекает нас колоссальной концентрацией мыслей и чувств всего в трёх строчках.
На японском языке
хайку записываются сверху вниз в одну строку.
Двух
хайку и одной танка, ещё один жанр японской поэзии – стихотворение из пяти строк.
Важной особенностью
хайку является смысловое деление стихотворения на две части: 12+5 или 5+12.
Это сравнение применимо не столько к процессу создания
хайку (стихотворение возникает спонтанно, в результате единого творческого порыва и редко подвергается дальнейшей обработке), сколько к процессу его восприятия, ибо ни одна другая поэтическая форма не требует от читателя столь активного сотворчества.
Согласно японскому канону в
хайку должно быть 17 слогов. Всё остальное – трёхстишия.
У него все пророчества в виде
хайку.
Иные из них строго следят за соблюдением формальных правил
хайку, начиная с ритмического устройства строк: пять – семь – пять слогов.
Многие
хайку никогда бы не появились на свет без них.
Особыми разделительными словами – кирэдзи «режущее слово» – текст
хайку делится в отношении 12:5 – либо на 5-м слоге, либо на 12-м.
Сегодня
хайку продолжает быть популярным жанром поэзии.
Авторы не боятся пробовать себя в различных: от детских стихов до попытки
хайку.
Много веков спустя о том же принципе ёсэйписали теоретики «нанизанных строф» рэнга, а затем, слегка модифицируя его значение, и теоретики
хайку.
Вот пример формата
хайку: ‘Старый пруд / Прыгнула лягушка / Всплеск воды’”.
Если в танка классического периода тема любви звучала в полную силу и раздел «Песни любви» был обязательной частью больших антологий, то в
хайку присутствует только тема дружбы.
Стихотворения и
хайку публиковались в сборниках от издательств «Рифмоград» и «Рипли-Букс», рассказы в журналах «Футарк» и «Уральский следопыт».
Что им не ведомы правила сложения
хайку и танка.
Я, подобно авторам
хайку и танка пишу алогично, бессвязно, как будто моей рукой кто-то водит.