Много всего героического и ужасного помнят
хакасские степи с сиреневыми холмами у горизонта, с торчком стоящим плитняком на могилах, с блеском солёных и пресных озёр.
Старинная
хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой.
Образы
хакасской природы – девственные пейзажи тайги и гор – значимый смысловой элемент: режиссёр делает очевидный акцент на экологической составляющей фильма.
Русский режиссёр делает
хакасские фильмы, хакас работает для «федерального» зрителя – таковы парадоксы выбора идентичности.
Именно там, среди широких просторов
хакасских степей, начался их бурный роман.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: компаундный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Потомки качинцев в настоящее время составляют основное ядро
хакасского народа.
В середине XX века на основе двух из них был создан литературный
хакасский язык.
Кстати, некоторых надписей и рисунков на древних
хакасских камнях, запечатлённых им когда-то с фотографической точностью, уже не существует в природе: увы, они навсегда уничтожены «заботливыми» руками современных варваров.
От
хакасского слова пыраат, восходящему к термину бури (тюрк.) – волк, или бури-ата – волк-отец, предполагающий тотемный характер этнонима, так как многие древние бурятские роды почитали волка как своего прародителя.
Обзорная статья о
хакасском стихе [Трояков 1964] содержит самые общие сведения о своём предмете, данные с позиции стопной теории.
Главным препятствием для рассмотрения силлабического стиха как самостоятельной системы, отвлечённой от силлабо-тоники и стопности, является представление о равносложии как обязательном свойстве силлабики: «Конечно, можно в
хакасской поэзии встретить стихи с одинаковым количеством слогов, но столько же строк можно найти и неравносложных» (стр. 34).
Кстати, современные
хакасские сакайы, или сагайцы – потомки тех саков, которые смогли сохранить этот древнескифский этноним.
Я встретил вернувшегося из ссылки
хакасского шамана, провёдшего 10 лет в лагерях на севере.
На этом посту он обрабатывал подстрочники
хакасских сказок.
Первые исследования, посвящённые собственно
хакасскому искусству, появляются с 70-х гг. XX в.
После мы стали дружить. Вместе ездили по выходным отдыхать на
хакасские озёра, вместе справляли праздники и дни рождения…
Так или иначе, но в героических сказаниях прошлого
хакасские богатыри неизменно выделялись светлокожей наружностью, а ещё круглоголовостью и ястребиными глазами цвета спелой черёмухи.
Из логических процедур, задействованных в настоящем исследовании, наиболее активно применялись теоретические методы (анализ социально-философской, социально-антропологической культурологической, этнологической, этнопсихологической, искусствоведческой научной литературы, основополагающих исследований учёных по проблеме конструирования этничности, опробование рабочей гипотезы), эмпирические (наблюдение, анализ, интерпретация произведений
хакасского изобразительного искусства) и метод интроспекции (рефлексия).
То же самое проделывали
хакасские женщины, когда гремел первый весенний гром, и появлялась зелень – признаки весеннего пробуждения природы [Львова, 1988, с. 144].
Когда отгремели залпы рубиновых искр, гости разбрелись кто куда – одним хотелось поплутать по зелёному лабиринту из кустов шиповника, другие предпочли отведать кумыса в
хакасской юрте, разбитой под большим дубом в центре сада, где приветливая супружеская пара в шёлковых вышитых халатах раздавала традиционное для кочевников угощение.
Социально-философское исследование стратегий конструирования позитивной этнической идентичности в символическом «поле» искусства обусловило применение содержательного анализа произведений национального изобразительного искусства на материале анализа
хакасской художественной школы.
Редкие горные выступы – второй важный элемент
хакасских пейзажей.
Строение храма выполнено в традиционном
хакасском стиле и украшено символами и ритуальными предметами.
На самом деле каждый каменный балбал символизирует поверженного древним
хакасским рыцарем врага.
В этой связи межкультурные коммуникации
хакасского и русского народов представляют наибольший интерес, так как являются ярким примером тесного взаимодействия, взаимообогащения культур.
В контексте нашей работы мы рассматриваем
хакасский народ как этническую группу коренных жителей со значительной долей традиционных элементов в культуре и русский народ как сибирский субэтнос русской культуры.
Одним из решений этой задачи, с точки зрения наших исследовательских интересов, может стать межкультурный анализ взаимодействия двух народов, выявление межкультурных различий, специфики
хакасской и русской культур, а также интегративных тенденций в их взаимоотношениях.
Спустя час мы подъехали к аалу – реконструкции древней
хакасской деревни, внутри которой можно и заказать экскурсии по заповеднику, и пообедать и посмотреть внутреннее убранство традиционных деревянных юрт.
Кстати,
хакасское название «арга» – хребет (лодки дракона) и наименование корабля «Арго» переданы одним словом.
А неподалёку сияла сцена с проводами и аппаратурой, и пела
хакасская молодёжная группа, и звук басов был тем же голосом бубна, но усиленным в несколько сотен раз.
Скифская баба стояла в белёсой высоте
хакасской степи.
Доходы населения в
хакасской глуши – достойны реквиема.
Дед выглядит молодцом, на комплименты отвечает комплиментом себе же – достаёт из часового карманчика маленькую чёрную фигурку: редчайшая вещь,
хакасский божок плодородия, владеющий им – сам священен, за обладание им могут вестись набеги и войны, деду он достался при чрезвычайных обстоятельствах, когда на нарах скончался другой великий вождь, последний шаман крошечного племени.
Рассказчик – хакас, человек совершенно городской, с высшим образованием, чуточку обрусевший, в аале, как называются
хакасские деревни, у родственников бывал редко, разве что по большим праздникам.
– Ох и падкие ж вы на доллары! Сколько раз я вам говорил, что
хакасские петроглифы не только уникальны, они бесценны для нашей истории и культуры!
И вот в в вечерних сумерках уже среди голых
хакасских холмов выплыла навстречу несуетному моему поезду железнодорожная станция со сказочным названием «Сон».
Поскольку станция называлась так странно, то и всё местное казалось мне таким же: сонные бабушки, сонные собаки, да и поезд, минующий
хакасские степи сквозь, так сказать, Сон.
И вот, проснувшись ранним-ранним утром в абсолютно спящем поезде где-то посреди чуть всхолмлённой бескрайней
хакасской степи, я, естественно, потянулся к окну.
Одну из остановок я сделал на гряде старых
хакасских могильников.
Прежде чем ответить на вопрос, в чём заключается своеобразие межкультурного взаимодействия
хакасского и русского этносов, как избежать трудностей и достичь успеха в межкультурной коммуникации, необходимо уяснить содержание таких понятий, как этнос, этническая культура, коммуникация в целом и межкультурная коммуникация в частности, изучить теоретические особенности межкультурных процессов, влияние культурной принадлежности участников коммуникации на её результат, обозначить параметры сравнения и сопоставления культур.