Первое, что бросается в глаза, – это то, что мы имеем дело с четверостишием, написанным
четырёхстопным ямбом весьма низкого качества.
Почему дактилические окончания привились в
четырёхстопном хорее крепче, чем в шестистопном?
Язвицкий и сам сочинял похвальные оды, которые издал в 1811 году, а второе сочинение о поэзии предварил дедикацией своей монаршей ученице, написанным
четырёхстопным ямбом.
Поскольку рифмуются только нечётные строчки, четверостишия на слух могут восприниматься как двустишия, написанные
четырёхстопным амфибрахием.
Такое начало настраивает читателя на ожидание привычной интонации
четырёхстопного ямба.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заковыристость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Так, например, в
четырёхстопных двусложных размерах подавляющее большинство пропусков ударений падает на третью стопу.
Правда, и здесь уже имеется некоторая аномалия: привычка к русскому
четырёхстопному ямбу, самому распространённому в послепушкинской поэзии размеру, заставляет ожидать соотношения 8–9–8–9.
Чередование строк
четырёхстопного и трёхстопного хорея, а также перекрёстная (мужская с женской) рифма задавали «куплетную» инерцию, облегчавшую написание бесхитростных юмористических стишков на сиюминутную тему, испошляя тем самым и размер, и балладу.
Это же классический
четырёхстопный хорей!
Теперь можно обратить внимание на аналогию, которая напрашивается сама собой: между ритмом четверостишной строфы и ритмом
четырёхстопной строки.
Уже в повести «Наш колхоз стоит на горке» вступительная главка написана не просто правильным
четырёхстопным хореем, но отчасти и в рифму.
Историк рассматривает свой предмет с дистанции и анализирует конкретную проблему, будь то история мотива, динамика ударности
четырёхстопного ямба, язык романтизма или рефлексы «Выхожу один я на дорогу…» в русской поэзии.
Силлабо-тонический анапест, допускающий лишь один вид междуиктового интервала, двусложный, покрывает в этой таблице лишь одну клетку; дольник, допускающий два вида интервалов, покрывает четыре клетки (правда, одна из этих вариаций, созвучная
четырёхстопному хорею, – «Зажигал последний свет» – малоупотребительна): тактовик с его тремя видами интервалов распространяется на все девять клеток.
То было время, когда автор «Хочу быть дерзким» пустил в обиход тот искусственный
четырёхстопный ямб, с наростом лишнего слога посредине строки (или, иначе говоря, двухстопное восьмистишие с женскими окончаниями кроме четвёртой и последней строки, поданное в виде четверостишья), которым, кажется, так никогда и не написалось ни одно истинно поэтическое стихотворение.
Знает ли герой пушкинского романа, что он говорит
четырёхстопным ямбом?
В звуке
четырёхстопного ямба появился неустранимый послепушкинский ущерб.
Стихотворение написано
четырёхстопным амфибрахием.
Я старался в переводе соблюсти оный, позволяя себе, однако, в местах и шестистопные и
четырёхстопные стихи и другие вольности, как то: окончания стихов дактилем вместо ямба.
Случайно или нет, но оба стихотворения, имеющие одну смысловую основу, написаны
четырёхстопным ямбом и расположены друг за другом.
Ритмическая сетка стихотворения, ограниченная описью основных четырёх форм
четырёхстопного ямба, казалось бы, не содержит в себе ничего примечательного.
Повествовательный текст этих саг написан
четырёхстопным анапестом, однако, печатается необычным для стихов образом в строку, подобно прозаическому тексту.
Порошки имеют четырехстрочную (катренную) форму с обязательным усечением
четырёхстопного ямба в последней строке.
А осенью 1923 г. это уже
четырёхстопные ямбы, сочинённые по правилам классического русского стихосложения.
Но ведь этим самым фактически утверждается, что автор оказался не в состоянии заменить «девять» на «восемь» с сохранением размера
четырёхстопного ямба.
Речь, впрочем, именно о лирике; поэмное повествование – иное дело, достаточно вспомнить
четырёхстопным ямбом написанного «Демона».
Изначальная тематика (изображение безмятежной жизни пастухов и пастушек в идиллии), функция (эпиграмма в дословном переводе с греческого означает надпись; первоначально она имитировала посвятительные надписи, надписи на могилах, эпитафии, поучения, любовные и сатирические обращения и лишь потом стала жанром комическим), стихотворный размер (так называемый элегический дистих в элегии и той же эпиграмме, одическое десятистишие
четырёхстопного ямба в русской оде) оказываются для этих жанров сопутствующими признаками.
Осуществляемое им усилие передаётся с помощью медлительного и завораживающего
четырёхстопного анапеста и паронимически обусловленными сдвигами семантики некоторых лексем.
Они разделены пробелом, но объединены
четырёхстопным ямбом, а если проанализировать возникающие образы, то они вовсе не так условны, как не условны и не традиционны формулировки «позор мелочных обид» или «пустых похвал ненужный хор».
Сознание выпрыгнуло в узкую щель мироздания, а рот уже вовсю декларировал
четырёхстопные предсказания.
Чередуя
четырёхстопный ямб с трёхстопным, возглашает восхвалительные тосты.
Примеры приводятся в последующих главах; здесь же в качестве иллюстрации применим алгоритм для онегинского
четырёхстопного ямба.
Но ученик, овладевая техникой стихотворства, – главным образом
четырёхстопным ямбом, – усваивая строфические формы и вариации ритма, поёт уже своим голосом; голосом ещё не уверенным и негромким, но мы уже узнаем этот единственный в мире глуховатый и надтреснутый звук.
Стихотворение «В родном селе, у отчего двора…», написанное поэтом
четырёхстопным ямбом, наполнено ностальгией по отчему дому и болью из-за своей непростой судьбы.
Для своей баллады автор выбирает
четырёхстопный хорей с парными рифмами.
То ли по замыслу, то ли по недостаточному ещё умению он сбивается в метре: вместо регулярного двухстопного хорея в укорочённых строках он использует
четырёхстопный (ст. 3) и трёхстопный (ст. 6 и в одной из вставок второй редакции).
Пушкинский
четырёхстопный хорей звучал словно из ниоткуда.
Размер… ну да, во второй строке куда-то подевался один шаг: вместо пятистопного ямба получился
четырёхстопный.
Обольщённая дочь и казнённый отец – такая ужасная драма, и обычный
четырёхстопный ямб!
Я воспринимаю данный текст как оригинальную 12-стишную строфу, отличающуюся способами рифмовки
четырёхстопного ямба от 14-стишной онегинской строфы, но по-своему не менее закруглённую: aBBaCCddEfEf.
Но в том-то и дело, что наша поэтесса писала
четырёхстопным ямбом.
Мы забываем или, лучше сказать, склонны забывать, что влюблённость не зависит от поворота лица возлюбленного или возлюбленной, но она – бездонное место под кувшинками, ночная паника пловца (здесь удалось передать
четырёхстопный ямб оригинала).
Видишь – зарождается ритм. Слышу. Неполный
четырёхстопный ямб. Шагающий.
Ровный
четырехстопный ямб, точная рифма, четыре строфы, пронзительный финал, без соплей.
В общем, коронавирус, опираясь на полагающийся ему по статусу примитивизм и явно не барское происхождение, хряпнул что есть силы кулачищем по столу, за которым миловидное человечество мирно попивало с блюдечка чаек и не только, долбанул кирзачом в дверь, сплюнул сквозь зубы, выругался
четырёхстопным «ямблем» сразу на всех и произнёс завораживающе доминантное: Ш-ша!
Во-первых, это вкрапления иных метрических форм: письма героев друг к другу, написанные астрофическим
четырёхстопным ямбом, и песня девушек, написанная трёхстопным хореем с дактилическими окончаниями.
Четырёхстопный хорей с дактилическим окончанием также был освоен имитациями народного стиха очень рано.