Поэтому я и пытаюсь объяснить принципы самоорганизации живых и косных систем, то есть дать введение в то направление мысли, которое однажды получило название универсального
эволюционизма.
Концепция глобального
эволюционизма как принципиально новое понимание идеи развития сформулирована во второй половине XX в.
Самым популярным вариантом примирения науки и веры среди западных богословов и учёных стал так называемый теистический
эволюционизм.
Даже несмотря на то, что ископаемые, возможно, толкнули его на путь
эволюционизма, в его теориях, в его ссылках на летопись окаменелостей сквозит чисто поверхностный взгляд.
У читателя есть потребность в том, чтобы увидеть одновременно всю совокупность событий (принцип актуализма) или все способы их становления (принцип
эволюционизма), а не многотомный список названий статей, по большей части устаревших.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: филокартист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Начну со второй («языковый
эволюционизм»).
Из
эволюционизма можно сделать только один верный вывод: абсолютный нравственный закон, этические нормы должного лишь постепенно осуществляются в жизни человечества, т. е. путём социального развития становятся частью сущего, эмпирической действительности.
Эта точка зрения называется
эволюционизмом.
Эволюционизм может только показать, какнравственность, т. е. какая-то вечная ценность, абсолютное долженствование, раскрывается в процессе общественного развития, но он не имеет никакого права выводить нравственность из не-нравственности, из её отсутствия, он должен предполагать нравственность, как нечто данное до всякой эволюции и в ней лишь развёртывающееся, но не создающееся.
Он пытался доказать, что в развитии обществ существуют определённые законы, из-за чего его относили к родоначальникам теории
эволюционизма.
А при таком понимании задачи элемент
эволюционизма, старательно устранённый из вышеназванного очерка, заявлял о своей наличности и о своих правах.
Центром логической и исторической оппозиции прагматизма и спенсеровского
эволюционизма был подход к отношениям между организмом и окружающей средой.
Тем самым, был дан первый эволюционный синтез,и из голой идеи
эволюционизм начал становиться наукой («Зоономия» вскоре переведена на другие языки), но лишь для узкого круга теоретиков.
Различные концепции социальных изменений есть видение «роста» общества в концептуальном обрамлении либо социологического, либо биологического
эволюционизма.
Когда о нём заходит речь, непременно, как чёрт из табакерки, выскакивает образ классического
эволюционизма XIX в. с его линейной схемой исторического развития, где все народы проходят одни и те же стадии.
Практически камуфляж формационного
эволюционизма становился всё более прозрачным под прессингом излагаемых и обобщаемых реальных фактов и исторических процессов.
Сторонникам христианского
эволюционизма непросто преодолеть этот момент в пользу теории происхождения человека от животных посредством естественного отбора.
Если не о заслугах, то об ошибках его – как автора чудовищной теории катастроф и решительного противника
эволюционизма – слышали даже люди, стоящие за сто вёрст от науки.
По мере развития науки, новых открытий, методологических разработок мыслящие учёные всё более отдавали себе отчёт в том, насколько малоперспективным становился подход формационного
эволюционизма с его ограниченной понятийной сеткой.
Я сомневаюсь в том, что, пользуясь инструментарием исторического познания, можно осмыслить динамику эпохи, следуя одной всеохватывающей схеме, хотя теория мир-системы, исторический материализм или социологический
эволюционизм считали это возможным.
Он представлен концепциями социального
эволюционизма и социал-дарвинизма, о которых подробнее остановимся ниже в этой главе.
Сторонники
эволюционизма настолько слепы, что обвиняют нас в «мистификаторстве», не замечая всю абсурдность и фантастичность собственных теорий!
Проблема
эволюционизма занимает одно из центральных мест и в трёх наших книгах, имеющих философскую направленность.
Примордиализм (от лат. primordial – изначальный) является одной из трёх основных теоретических парадигм этничности, сформировавшихся на основе
эволюционизма.
Поэтому особенно важен тот факт, что в современном
эволюционизме появилась теория коэволюции, согласно которой развитие неживой и живой материи определяется взаимодействием двух начал – «кооперативности» (коэволюции) и «конкуренции», причём основное значение придаётся первому началу, а не второму.
Отмечалось также, что все три раздела антропологии (морфология человека, теория антропогенеза, расоведение) неразрывно связаны с принципами и положениями
эволюционизма, а теория антропогенеза и расоведение просто основаны на них.
Первый фактор – устойчивые аберрации, связанные с понятием
эволюционизма.
Дарвинизм быстро стал господствующим течением
эволюционизма.
По сути дела, это не что иное, как предвосхищение основной исследовательской установки социально-антропологического
эволюционизма второй половины XIX в.
Именно
эволюционизм позволит человечеству выжить.
Из самого названия видно, что эволюционная антропология является интегративной дисциплиной, в которой собственно антропологические знания о строении и изменчивости человеческого организма, структуре и динамике человеческих популяций объединяются с принципом историзма, точнее сказать, воспринимаются через призму
эволюционизма.
Таким образом, в воззрениях античных врачей и философов просматриваются два элемента антропологического
эволюционизма: идея о морфологическом сходстве с высшими животными, в том числе и с обезьянами, и ступенчатое построение общей системы живых существ, в которой человек занимал наивысшую позицию.
Если послушать историков литературы, стоящих на точке зрения
эволюционизма, то получается, что писатели только и думают, как бы расчистить дорогу идущим впереди себя, а вовсе не о том, как выполнить своё жизненное дело, или же что все они участвуют в конкурсе изобретений на улучшение какой-то литературной машины, причём неизвестно, где скрывается жюри и для какой цели эта машина служит.
Современное истолкование теории
эволюционизма называет тем побудительным мотивом, что из обезьяны сделал шахматиста, любовь обезьяны к прекрасному.
Рассмотрение деятельности шамана как неотъемлемой части определённой мировоззренческой системы имеет большое значение, поскольку позволяет изучать шаманизм в более широкой перспективе и выйти за рамки жёсткого
эволюционизма.
В разработке древней философии в течение XIX в., наряду с влиянием новых идеалистических систем, стоявших на точке зрения духовного
эволюционизма или генетического развития, сказалось могущественное развитие нового гуманизма с конца XVIII в.
Примитивизм догматического формационного подхода к историческому процессу восходит к упрощённому пониманию дарвиновского
эволюционизма как некоего абсолютного императива.
Было подвергнуто сомнению и господство парадигмы линейного
эволюционизма, согласно которому все общества в своём развитии проходят одинаковые стадии.
В рациональном познании
эволюционизм занимает выдающееся место, это касается любой области научного творчества – физики, химии, биологии, социологии, политэкономии, а также философского знания.
В 1950-е – 1970-е годы
эволюционизм развился в постиндустриальные теории, о которых будет рассказано ниже в главе «Постиндустриальные теории».
В это же время
эволюционизм развился в неоэволюционизм (теория социокультурной эволюции – междисциплинарная область этнологии, антропологии, палеонтологии, археологии, историографии) и социобиологию (теория социобиологического поведения – междисциплинарная область биологии, социологии, зоологии, археологии, генетики).
То есть, в чистом виде получается философия
эволюционизма один в один схожее с гегелевским движением по ступеням развития.
Поэтому критики
эволюционизма считают, что дарвинизм превратился в своеобразную религию, которая под видом науки проповедует веру.
При всём многообразии подходов к проблеме происхождения человека ведущим научным направлением остаётся
эволюционизм, получивший современные подтверждения.
Яркий
эволюционизм составляет сильную сторону данной гипотезы.
Эволюционизм объясняет развитие совести из психологических и социологических условий жизни человека.
Эволюционизм сформировался под влиянием господствовавших в XIX в. идей эволюции и прогресса, которые антропологи-эволюционисты применили в изучении культуры.
Как реакция на изъяны
эволюционизма в культурной антропологии первой половины XX в. возникают новые направления.
Но, к сожалению,
эволюционизм проходит мимо нравственной проблемы, он не даёт никакого ответа на вопрос о нравственно ценном, о должном и в конце концов не возвышается над гедонизмом.