Сбор
ясака настолько важен для казны и финансирования заграничных приобретений двора, что никто и ничто не должно замедлять этот процесс и уж тем более чинить ему препятствия.
– Тогда поставишь острог и будешь принуждать их платить
ясак силой, беря в залог аманатов из местной родоплеменной знати. Хотя это вряд ли произойдёт.
За зиму и весну казаки привели к присяге русскому царю многие окрестные княжества хантов, манси, вогулов и остяков, собрали
ясак пушниной и себе на прокорм продуктами.
На высоком мысе поблизости от старой крепости сохранился старый юрт баскаков – сборщиков
ясака с местного населения.
Надо к нему съездить, взять его под стражу, и взять
ясак, и привезти сюда.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: околачивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Надо было искать новые районы выгодной меновой торговли, новые племена, которые можно было обложить
ясаком.
Феодальный ритуал, сопровождающий выплату
ясака, предполагает наличие представителя самого царя.
Заворовал там один князёк сибирский, вогульский, не привёз
ясак.
За это им позволено было не отдавать этим годом
ясак соболями, чему они были весьма рады.
Ханы там то и дело менялись, и каждый требовал
ясак только себе.
Оба вида
ясака сохранились и для русской власти с того момента, как она стола завладевать мордовским краем.
Действительно, прожить несколько лет было мудрено: бури, снежные обвалы, стычки казаков между собою, восстания местных племён – ительменов и коряков, которым не хочется платить большой
ясак…
По переписи 1709 года также выяснилось, что ушедшая мордва по частному соглашению передала свою дачу вместе с владельной выписью 11 мая 1705 года вновь явившимся и поселившимся здесь ещё до переписи (1709) русским крестьянинам, принявшим на себя платёж
ясака.
Собирать и отвозить
ясак это не наше дело.
Последовали переговоры, касавшиеся, в первую очередь, размера
ясака, поскольку первое подношение далеко от обещанного: всего семьсот шкурок.
Скорость зависит от истребления основных промысловых видов: как только охота становится трудозатратной, то есть становится невозможно заполучить добычу в качестве
ясака от местных обитателей, авангард охотников устремляется на новые земли, поднимаясь по рекам, по притокам, разыскивая переправы и волоки между бассейнами сибирских рек.
Почти безразлично, поступал ли этот двойной
ясак непосредственно в карман русского правительства или в карман русских ставленников, разного рода «кормленщиков»…
Некоторые союзники казаков освобождались от уплаты
ясака и имели право держать собственных пленников.
Местные якуты не оказали казакам никакого сопротивления и дали
ясак соболями.
Он не придал значения необычному скоплению коряков у своих яранг, и с
ясаком стал возвращаться в зимовье.
Победы над инородцами, богатый
ясак и слухи о новых землях, полных сокровищ, давали силы преодолевать голод и холод, бороться с ледяными заторами, стремнинами и гнусом.
Несмотря на сложности и временные неудачи, усилия по обложению
ясаком приносили желаемые результаты.
– Велю племенам признать российское подданство… и внести в казну
ясак, по одному бобру с души.
Их отлавливали и приводили в российское подданство, а
ясак приходилось брать силой.
Казаки потребовали от них уплатить
ясак и после того, как чукчи отказались, атаковали их и уничтожили поселение.
Ясак бобыльский: от 17 дворов – по 13 алтын 2 деньги.
И будет ездят и морж побивают, и ему, Василью, посылать к тем иноземцом к чюхче и их призывать под государеву, царскую высокую руку и, уговоря, взять у них в оманаты добрых лутших людей, сколько человек пригож, и велеть им за государев
ясак платить тем моржовым зубьем большим и средним.
А кто не даёт или противится, – тех жгут, бьют смертным боем, берут
ясак силой.
Местные племена долгое время не соглашались платить
ясак русским и постоянно беспокоили их набегами.
Выяснилось, что ясачные люди спешат скрыться в безвестных местах, в связи с этим было разрешено выплачивать
ясак деньгами, однако, это привело к ещё большему ухудшению российской казны.
– Размяться, посмотреть, как сбор
ясака идёт.
Платёж местным населением
ясака как русской администрации, так и ногайским владетелям зафиксирован и в русскоязычных источниках.
Пока
ясак исправно доставлялся, воеводы с готовностью укрепляли левират, калым и прочие нормы, неизвестные в их собственном обществе, но распространённые среди «иноземцев».
На новом месте на него был положен тептярский
ясак.
Основная масса населения состояла из «чёрных людей» – свободных крестьян, плативших
ясак и др. подати государству и феодалам, поземельно-зависимых крестьян, крепостных, и рабов из военнопленных.
– Я знаю, где
ясак! Его увезли литовцы!
Сибирские народы называли ясашными – платящими
ясак пушниной.
Колониальный гнёт последнего выражался во взимании
ясака, различных податей и отправлении многочисленных повинностей.
В этой последней местности в 1607 году взят был первый
ясак с кузнецких татар.
Учтённым и взятым под присмотр охотникам
ясак назначали «окладной» – фиксированный.
Однако воеводе обычно рекомендовалось брать у нерусской знати заложников («аманатов»), которые должны быть гарантией своевременного и полного поступления
ясака и «поминок» (подношений).
А
ясак считался подарком белому царю.
Разделение большого отряда на части грозило ослабить его и сделать лёгкой добычей для многочисленных младших татарских ханов, которые были бы рады захватить московский
ясак.
Сборщики
ясака забирали у людей последнее –совсем как современные судебные приставы, для которых выселить человека из квартиры – совершенно обычное дело.
– Когда поедете в уезд собирать пушной
ясак с инородцев, – попросил доктор, – возьмите и меня с собою.
Охотник, уже не раз бывавший тут, хорошо знал, куда ехать, и потому прямиком отправился к детинцу, где были воеводский двор, съезжая изба, церковь, а также хозяйственные постройки, среди которых стоял и амбар из кондовых брёвен, где принимали и хранили собранный
ясак.
Миновала осень, потом зима, заканчивалась весна, и опять никто не вёз
ясак.