После расцвета ряда
археологических культур учёные прослеживают постепенный их распад на ряд других групп, создающих уже в других местах новые цивилизации.
Здесь в V–IV тысячелетиях до н. э. начала формироваться трипольская
археологическая культура.
Определение соответствия социальной группы какой-либо
археологической культуре всегда достаточно сложно.
Степную и лесостепную полосу в данную эпоху занимали две
археологических культуры.
Территория лугиев и соседних племён – это территория пшеворской
археологической культуры, которую учёные относят к древнегерманской.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оркестрование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отдельные археологические находки схожи с трипольской
археологической культурой.
Археологические культуры здесь сменяют одна другую, этносы возникают и исчезают.
Несмотря на обилие разных
археологических культур, упомянутых в тексте, вопрос о следах наших древних предков будет раскрыт не полностью, если кратко не остановиться ещё на двух культурах.
Обратим для начала внимание на совпадение двух дат: когда историческая лингвистика фиксирует начало распада праславянского языка и образование отдельных славянских языков, археологи фиксируют первую безоговорочно славянскую
археологическую культуру.
Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) – общее название группы близких
археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII – IX веках до н. э.
Нам в ответ начнут сыпать названиями
археологических культур и, путая тысячелетия, перечислять «стоянки древнего человека».
Самые известные
археологические культуры этого периода – это минойская (или критская) и микенская, но есть также несколько локальных культур, в частности кикладская и эллинская.
Как возникают
археологические культуры?
Она подкреплялась также представлениями о последовательной смене
археологических культур: олдувайской на ашельскую (нижний палеолит), последней – на мустьерскую (средний палеолит), которую заместил верхний палеолит.
Но в то же время развитие и тем более распространение какой-то
археологической культуры может свидетельствовать о некоем доминировании того или иного сообщества на той или иной территории: оно или навязало свою культуру, в том числе путём завоевания, или стало примером для окружающих в культурном отношении.
Скажем, имеется понятие
археологических культур.
Генетические исследования скифских
археологических культур поддерживают два возможных сценария возникновения скифов: мультирегионный, и, менее вероятно, западный и северный.
Булгары пришли в эти места ещё в VIII веке и смешались с местными славянами (представителями именьковской
археологической культуры) и финно-угорскими племенами, построили города, торговали.
Археологи составили карту
археологических культур, возникавших здесь на протяжении тысячелетий, датировали их и тем самым встроили в процесс общеисторического развития.
Реконструкция создана на основе результатов раскопок поселения Майма-XII, относящегося к ирменской
археологической культуре позднего бронзового века, IX–VIII вв. до н. э.
Он исследует конкретные
археологические культуры, устанавливает, какие из них индоевропейские, а потом ищет предков этих культур.
Более того, всё последующее время здесь наблюдается преемственность
археологических культур.
Она датируется III тысячелетием до н. э. и дала название целой
археологической культуре.
В то время указанную им территорию занимала пшеворская
археологическая культура, которая судя по всему, имела смешанный состав населения.
Ямная культура –
археологическая культура эпохи позднего медного века – раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.).
На этой территории известны самые древние
археологические культуры, которые уже наверняка созданы славянами: тушемли-колочинская, черпеньковская, пражско-корчакского типа, мощинская и т. д.
Обычно
археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, культура воронковидных кубков), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).
Процесс формирования древнеславянского суперэтноса на базе преемственности сменяющих друг друга
археологических культур продолжался от конца I-го тысячелетия до н. э. до VI века н. э., когда восточные славяне были зафиксированы в эпиграфических памятниках как уже сформировавшаяся культурно-языковая общность.
Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населёнными носителями салтово-маяцкой
археологической культуры.
Ещё пример – в ямной
археологической культуре с датировками 4700–5300 лет назад все найденные двенадцать ископаемых мужских костных остатков, имели одну и ту же гаплогруппу R1b, все четырнадцать (с добавлением двух женских образцов) только в четырёх случаях имели одинаковые гаплогруппы (Usa), но с тремя разными более глубокими субкладами, остальные были H2b, Н6а, H13a, T2c, две T2a, U4, U4a, W6, W3a.
Это находка дала название первой
археологической культуре – олдувайской, соответственно, олдувайской технологии изготовления каменных орудий.
Ведут речь об открытии новой
археологической культуры – при том, что эти места раньше считались непригодными для жизни людей.
Недаром одним из основных маркеров
археологической культуры является способ погребения.
Например, люди андроновской
археологической культуры известны как металлурги.
При более детальном рассмотрении праславянских
археологических культур мы столкнёмся с ещё большим количеством несоответствий общепринятого воззрения на формирование древнерусского этноса с реальным положением дел (как это видится автору).
На территории, заселённой бужанами и волынянами, обнаружена единая
археологическая культура.
Иначе говоря, носителей гаплогруппы R1a-Z645-Z280 в срубной
археологической культуре, прямых предков многих современных этнических русских, можно назвать древними русами (44).
Таким образом, в северной части остготского королевства в течение длительного времени (достаточного для образования самостоятельной
археологической культуры) существовало обособленное племенное объединение, возникшее в результате смешения пра-славян с одним или несколькими из неславянских племён.
Киммерийская
археологическая культура почти идентична скифской, и достаточно сложно доказательно установить, какие исторические памятники принадлежат киммерийцам, а какие – скифам.
Это племена фатьяновской
археологической культуры.
По данным беспристрастной археологии именно в это время в придонских и приднестровских степях из латинизированных кельтских (балто-германских) племён и тюркизированных индоиранских (кимеро-скифо-савроматских) племён начал складываться новый этнос, который позже назовут славянским – это, так называемая, Зарубинецкая
археологическая культура.
Более ранний взлёт – это „Траяновы века“, II – IV вв. н. э., черняховская
археологическая культура – часть славян переходит на буквенное письмо рунического типа, известное в более позднее время как глаголица.
Идея о том, что язык возник в процессе общей эволюции человека, подразумевает изучение
археологических культур и ископаемых останков древних представителей рода Homo (например, [Маслов 1987, 186—188]).
К концу 90-х гг. XX в., помимо понятия «технокомплекс», среди отечественных исследователей получили признание и другие – «восточный граветт», «эпиграветт», «постграветт», при помощи которых делались попытки провести культурную атрибуцию памятников, избегая крайностей упрощённого понимания как стадиалистского подхода, так и концепции
археологических культур (Аникович, 1998; Лисицын, 1999).
Но потчевашская
археологическая культура древнее устьполуйской.
Однако, археологические данные последнего времени указывают, что формирование заметного анклава славян, как части единого этноса, в ареале киевской
археологической культуры происходило ещё во II–IV веках.
До настоящего времени исторической наукой не выработана единая точка зрения на место ранних вятичей по отношению к мощинской
археологической культуре.
Значит, либо к историческому времени языки разошлись дальше, чем оценивалось; либо они развивались медленнее, чем предполагалось; либо предковым для всех иранцев является только язык одной из этих ираноязычных культур, а остальные не дали прямого лингвистического потомства; либо одному языку может соответствовать несколько
археологических культур (то есть на базе одного языка произошло образование нескольких культур, поскольку они образуются быстрее, чем делится язык).
От принятого в 1-й пол.2-го тыс. до н.э. обычая погребения усопших в особых сооружениях – подкурганных камерах (катакомбах) происходит название катакомбная культура –
археологическая культура раннего бронзового века.
Лакмусовой бумажкой, отражающей факт изменения этнического (родового) состава на той или иной территории, следует считать изменения
археологической культуры.