Это традиционное определение опирается на жёсткие
бинарные оппозиции внутренне-личностного и внешне-телесного.
Важное внимание эти авторы уделяли анализу
бинарных оппозиций.
Я отвергаю аргументы этого типа, сосредоточенные на том, что антропологи называют
бинарной оппозицией культуры и природы, потому что они основываются на парной классификации, что характерно не для всех обществ.
Для систематизации картины мира первобытное сознание пользуется принципом
бинарных оппозиций, при котором все предметы и явления мира противопоставляются попарно: белое – чёрное, свет – тьма, мужчина – женщина, солнце – луна и т. п.
Конечно, обратить внимание на такого рода неизбежную связность имеет смысл совсем не для того, чтобы превратить её в новый абсолют взамен прежних (это ненужно, да и вряд ли выполнимо), а затем, чтобы попытаться обнаружить – отсутствие абсолюта вовсе не должно автоматически означать (насколько бы очевидным это кому бы то ни было ни казалось – из перспективы опять-таки классической
бинарной оппозиции) подавляющего господства субъективизма и разгула вседозволенности или наступления полного хаоса.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аркосолий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для второго – деконструкция
бинарной оппозиции «текст – фильм» и изучение адаптаций в контексте теории интертекстуальности и проблематизации понятия авторства.
Характерно, что в новейших лингвистических исследованиях обсуждаются возможности применения метода
бинарных оппозиций при изучении вопроса о возникновении информации в таких сложных системах, как, например, естественный язык.
Ценность в повествовательном искусстве составляет
бинарная оппозиция человеческого бытия, способная менять заряд с плюса на минус или с минуса на плюс, – жизнь/смерть, справедливость/несправедливость, удовольствие/боль, свобода/рабство, добро/зло, близость/равнодушие, правильное/неправильное, значимое/бессмысленное, человеческое/бесчеловечное, единство/разобщённость, красота/уродство и так далее, по практически бесконечному списку диаметральных противоположностей, которые заряжают нашу жизнь смыслом.
Войдя глубже в картезианское отношение к «протяжённому», к телу и миру, представив идейный контекст этого отношения, мы видим, что всё это не заставляет изменять начальные общие оценки: конституируя телесность человека, с одной стороны, и его мышление, с другой стороны, как полюсы резкой
бинарной оппозиции, декартова речь о человеке неоспоримо принадлежит руслу дуалистической антропологии.
Так множественность и разнообразие, основанные на фундаментальных различиях, объявляются ценностью и целью, равно как и предпосылкой, и методологическим принципом, из-за чего постклассическую мысль иногда характеризуют как «философию различия» [см. 329; ср. 115, с. 321] – исходя, по-видимому, из напрашивающейся опять-таки
бинарной оппозиции «тождество/различие».
Главная
бинарная оппозиция – линейное/живописное.
Как известно, один из главных признаков классического мышления – использование
бинарных оппозиций; логические дихотомии являются «характерным признаком рационального классического мышления» (Асмолов, 2002).
Колонизирующий центр устанавливает культурные
бинарные оппозиции «цивилизации» и «варварства», наделяя себя полномочиями экспортировать свою систему ценностей в колониальную периферию [Bhabha 2004: 119].
Конечно, реальные практики работы гуманитариев и естественников, как в конце XIX века, так и сегодня, мало укладываются в прокрустово ложе
бинарной оппозиции между пониманием и объяснением, или между универсальным и уникальным.
Постмодернизм отказывается и от системы
бинарных оппозиций, он не приемлет оппозиции добра и зла, нравственности и безнравственности, силы и слабости, красоты и уродства и проч.
Живучесть моделей, которые описывают советскую реальность в терминах
бинарных оппозиций, частично объясняется особым расположением исследователя по отношению к советской системе как объекту анализа.
Противоположность сторон
бинарной оппозиции существует как в естественной модификации своего целого (противоположность как противоположность), так и в противоестественной модификации своего целого (противоположность как неслиянная нераздельность).
Традиционно культура описывается в рамках
бинарных оппозиций.
Процесс формирования культурной идентичности сообщества нюношк можно условно представить в виде «борьбы» двух пар
бинарных оппозиций – (1) консерватизм-модернизм и (2) уникальное-глобальное.
Внутренняя сторона локально вывернута наизнанку, что порождает
бинарную оппозицию внутренней внутренней и внутренней внешней сторон.
Эти и другие моменты предполагают решение методологической задачи – разрешение (снятие) противоречия основных
бинарных оппозиций, из которых складывается социальность как таковая, включающая право как её аспект или сторону.
Человек описывает себя через простые
бинарные оппозиции: верх – низ, лево – право, плохо – хорошо, причина – следствие и т. п.
Уже сам принцип
бинарных оппозиций типа «да-нет», «истина-ложь», «хорошо-плохо», «прекрасное-безобразное» и других страхует от непониманий и недоразумений хотя бы тем, что здесь полновластно действует так называемый закон исключённого третьего, допускающий выбор лишь в ключе «либо-либо».
В теории постепенно складывалась по отношению к эпосу система двустороннего равновесия, подобная той, что давно сложилась в драме, но для того чтобы между эпосом и романом установилась столь же чёткая
бинарная оппозиция, как между трагедией и комедией, необходимо было противопоставление по линии «истинность – вымышленность» дополнить противопоставлением по линии «прошлое – настоящее».
Согласно этому подходу, неконфликтность противоположностей возможна не в мире
бинарных оппозиций, а мире тернарности.
Появление неоклассической философии будет сопровождаться признанием феномена неслиянной нераздельности
бинарных оппозиций и признанием тринарной логики.
Так структура мифа включает логику
бинарных оппозиций и их постепенного снятия.
В значительной мере это фундамент искусства свободы, дающий горизонт значений – будь то: до и за пределами
бинарной оппозиции между производственными и непроизводственными практиками, между искусствами во множественном числе и искусством в единственном числе.
Эта
бинарная оппозиция асимметрична в пользу внутреннего.
Предпосылкой соотносительности
бинарных оппозиций может быть многозначность (как: «высокий»), а также тот тип дискурса, к которому данные оппозиции принадлежат.
Получилась чёткая замкнутая фигура, которая разделена в середине линией и строго симметрична, поскольку является отражением двух равных треугольников, которые зеркально повторяют друг друга, являя образ мышления при помощи
бинарных оппозиций.
В результате процесса трансформации идентичности к середине XIX в. сформировался целый ряд
бинарных оппозиций, отражающих противоречивое отношение к процессу англо-шотландской интеграции, однако все они ориентированы не по вертикали, то есть имеют не диахронный, а синхронный характер, примиряя историю и современность, подчиняя прошлое настоящему и рассматривая настоящее как ту систему координат, в которой оценивается событие.
Современные философы, семиотики и лингвисты считают, что система
бинарных оппозиций лежит в «основе модели мира» [Цивьян: www.rathenia/ra/folklore/tcivian2.htm] и является «универсальным средством познания мира» [Руднев 2009: 48].
Внешняя сторона локально вывернута наизнанку, что порождает
бинарную оппозицию внешней внешней и внешней внутренней сторон.
Бинарные оппозиции утратили свой кредит, перестали порождать смыслы.
Констатирующая и перформативная составляющие смысла не образуют новой
бинарной оппозиции, поскольку они не являются взаимоисключающими – они всегда сосуществуют в конвенциональных высказываниях, хотя пропорции их относительной важности могут меняться в зависимости от контекста.
Важнейшей числовой
бинарной оппозицией выступает чёт – нечет.
Действительно,
бинарная оппозиция верх/низ необычайно популярна и может быть легко продолжена как день/ночь, свет/тьма, добро/зло, рай/ад.
Дихотомическая модель (на основе
бинарной оппозиции «общество/индивиды») позволяет анализировать и сравнивать социальные порядки с точки зрения того, ориентированы они на воспроизводство социума или на воспроизводство индивидов как субъектов социума.
Постмодерн заявляет, что
бинарная оппозиция добра и зла не истинна.
Сам же переход в зазеркалье оказывается не таким сложным и фантастическим, как представлялось в период очевидной значимости
бинарной оппозиции интернализма / экстернализма.
Особенно в этом преуспели представители структуралистского направления, для которых поиск так называемых
бинарных оппозиций позволяет в любом явлении православной культуры находить языческую подкладку.
Выстраивая
бинарную оппозицию двух форм, она сталкивает две рецептивные практики: индивидуальную – у телевизора и коллективную – в гуще праздника.
Отвергнув
бинарную оппозицию пространства и времени и концепцию модерности как эпохи главенства времени над неподвижным пространством, модернистская эстетика медленности обратилась к взаимным импликациям пространства и времени, причём первое она понимала как динамическую одновременность разрозненных траекторий и сталкивающихся друг с другом нарративов, а второе – как торжество изменчивости, обуславливающей открытое взаимодействие между отдельными элементами и агентами.
Такая трактовка
бинарных оппозиций преодолевает извечное (из века в век) засилье во всей западноевропейской мысли (и особенно в философии) принципа бинарности, имплицитно заложенного в законе об исключении третьего.
Иначе говоря, необходим переход к тринарной логике, при этом придётся распрощаться с авангардистской утопией полного стирания бинарности
бинарных оппозиций.
Традиционные
бинарные оппозиции «хорошо»/«плохо», «правильно»/«неправильно», «правда»/«ложь», «мужское»/«женское» размылись настолько, что люди больше ни в чём не уверены; жить стало страшно.
Так возникает дилемма
бинарной оппозиции «отказаться нельзя утверждать».
Но эта комплиментарность часто сознательно не акцентируется, будучи приносима в жертву базовой
бинарной оппозиции верха и низа – космическое яйцо оказывается разбито, и каждая полусфера рассматривается отдельно.
Базовым уровнем
бинарных оппозиций является тот, который определяется органами чувств (зрение: ночь-день, светлый-тёмный идр; слух: громкий-тихий, стук-свист и др.; осязание: твёрдый-мягкий, сухой-влажный и др.; обоняние: свежий-гнилой и др.; вкус: сырой-варёный, горький-сладкий и др.).