Ещё одной особенностью
мифологического сознания является сближение и даже мысленное объединение вещи и называющего её слова.
Впрочем, не стоит забывать, что
мифологическое сознание существует и поныне.
Личность есть миф не потому, что она личность, но потому, что она осмыслена и оформлена с точки зрения
мифологического сознания.
Эволюция
мифологического сознания относится к числу фундаментальных процессов, сопровождающих становление культуры.
Он заключается в том, что философия всеединства по самой своей сути есть рефлексивная реконструкция структур
мифологического сознания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: агролизинг — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Любой мало-мальски думающий человек может попробовать приложить эти мерки, с которыми подходит к окружающему миру
мифологическое сознание, к повседневности.
Мифологическое сознание первобытного мира включает в себя всю духовно-психическую жизнь древнего социума.
Одним из главных признаков
мифологического сознания как раз и является синкретизм.
Но если помнить, что время в
мифологическом сознании древних – циклично (новый день – новая жизнь), то значение прививки меркнет перед необходимостью что ни вечер, то попрощаться, проводить ребёнка в сон (смерть) и дать ему последние наставления.
Когда на смену
мифологическому сознанию приходит религиозное, бог (или боги) уже не воспринимаются как нечто близкое и во всём подобное человеку.
В отличие от собственно
мифологического сознания древности понятие «религиозное сознание», во-первых, противопоставлено другим формам общественного сознания; во-вторых, религиозное сознание сложнее, чем мифологические представления древности; в-третьих, религиозное сознание индивидуализировано и присутствует в сознании отдельных членов социума.
Мифологическое сознание объединяло в себе абсолютно всё.
Сразу нужно сказать: появление философии совсем не означало полного преодоления
мифологического сознания, оно вовсе не исчезло и, более того, сопутствует нам по сей день.
Важно отметить, что в
мифологическом сознании происходило обобщение как природных, так и общественных явлений: древние люди «всегда рассматривали человека как часть общества, а общество – включённым в природу и зависящим от космических сил».
Для первобытного сознания миф абсолютно достоверен: в мифе нет «чудес», нет различий между «естественным» и «сверхъестественным» – само это противопоставление чуждо
мифологическому сознанию.
Почему же при кажущейся невозможной запутанности, слиянии самых, казалось бы, несопоставимых частей, отсутствии ответов на простейшие – для нас – вопросы
мифологическое сознание сослужило человечеству колоссальную службу?
Философии предшествовало
мифологическое сознание.
Но, когда утрачено священное знание о первоначалах, в вакуум
мифологического сознания человека проникают лжемифы.
Попытки опровергнуть сохранившимися периферийными традициями стержневую, общегреческую прямо свидетельствуют о кризисе
мифологического сознания в классическую эпоху.
Как отражение
мифологического сознания и мышления, картины мира разных религий структурно достаточно сходны и обычно содержат много общих элементов, поскольку в них отражаются общечеловеческие принципы мышления.
Каждая версия открывает новые стороны
мифологического сознания и передаёт контексты, делающие миф релевантным определённой культуре.
Для
мифологического сознания нет также чёткого различения между сном и явью, между жизнью и смертью.
Мифологическое сознание ориентирует архаичного человека в мире, в отличие от современного человека, который оказался потерянным в мире, оторванном от сакрального, ориентированным только на потребление и идею прогресса.
Люди древности, которым было свойственно
мифологическое сознание, не воспринимали время как поступательное и необратимое движение.
Миф описывает совокупность явлений, которые представляются в рамках
мифологического сознания связанными между собой, пусть даже с точки зрения научной они не родственны.
Для самих носителей
мифологического сознания миф не иносказательное описание жизни, не средство её «донаучного» познания и не отвлечённая поэзия, а сама жизнь в её реальности и конкретике.
Высшим уровнем
мифологического сознания является мудрость.
Подобным образом в
мифологическом сознании формируются другие важные понятия китайского мировоззрения.
Мифологическое сознание носило, во-первых, синкретический характер.
Убедиться в возможности принципиально разной концептуализации реальности можно и сравнивая, например, так называемое
мифологическое сознание представителей примитивных племён с сознанием современного человека.
С момента зарождения человеческой цивилизации начался этап формирования
мифологического сознания.
Важно отметить, что продукты
мифологического сознания произрастают в разуме у многих людей и в наше время.
Предметом отражения является сама первобытная община, а основная функция
мифологического сознания имеет не познавательный, а практический характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми.
На самом деле, «первый вопрос философии» интуитивно сформировался значительно раньше, когда ещё не было самой философии, в космогонических мифах, где происхождение мира описывается в ином ключе, когда все вещи, животные и силы природы одушевлялись и вместе с людьми и богами в едином антропоморфном потоке представляли собой аллегорическую реальность
мифологического сознания.
По мнению ряда исследователей, связь фантастики с
мифологическим сознанием более тесное, чем с наукой.
Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого
мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д.
В
мифологическом сознании пространство и время – основные ценностные категории.
Мифологическое сознание индийского литератора, не претерпевшее существенных изменений за последние несколько тысяч лет, априори исключает мессианскую устремлённость и направлено на воспитание читателя в рамках единой и неизменной канонической традиции.
Они представлялись символами и классификаторами божественной сущности неба, жизни, солнца, ветра, грома, пророчества, восхождения или вдохновения, поэтому их систематизация, охватывающая как реально существующие, так и фантастические виды птиц, подчиняется внутреннему закону
мифологического сознания и значительно отличается от естественнонаучной классификации.
Добавим к сказанному, что, как правило, у абстрактного понятия существует несколько различных коннотаций, ассоциирующих его с различными конкретными образами и делающих представление о нём неоднозначным и эклектичным, что, с нашей точки зрения, свидетельствует о распаде целостности
мифологического сознания в современной цивилизации.
Именно нечеловеческий характер врага представляется явной приметой порождения и активации
мифологического сознания.
Не все науки возникли путём «отделения» от философии, некоторые из них, такие как математика, медицина, астрономия, формировались из
мифологического сознания параллельно философии и во взаимодействии с ней.
Тема справедливого общества в качестве особой темы, стремление к справедливо устроенному обществу появляются тогда, когда социальная справедливость становится проблемой, то есть когда разрушается социальный порядок, встроенный
мифологическим сознанием во вселенский космос.
Мифологическое сознание считало гадание неотъемлемой частью культа.
Интересно, что занятое поиском не отличий, а уподоблений,
мифологическое сознание античной архаики чаще всего сближает человека именно с растением.
Возможно, здесь работает логика
мифологического сознания, исповедующая вечное возвращение к истокам, к которому коллективное бессознательное становится особенно чувствительным в периоды смут и идейных переломов.
К сожалению, языческие представления
мифологического сознания настолько живучи ещё в отрасли современной лингвистики, называющей себя теоретической, что одно лишь наличие термина признаётся там достаточным основанием для признания реальности «вещи», которую этот термин обозначает.
Не случайно над проблемами
мифологического сознания несколько столетий активно работает много поколений учёных.
А в
мифологическом сознании современного человека мысли, как известно, «способны притягивать негатив».
Вместе со старым
мифологическим сознанием сопротивлялись левиафаны деспотических государств, чудовища, произростающие из этого мистического болота.