Направляющей силой этого течения стали сутры как выражение нового
религиозного сознания.
Плюрализм псевдорелигиозного опыта в сектах, психологических школах личностного роста и т. п. структурах манипулирует
религиозным сознанием людей.
Культ растительного мира – одна из древнейших форм
религиозного сознания.
Ценности каждой из этих систем, комбинируясь между собой, и породили концепцию священной войны в русском
религиозном сознании XV–XVI вв.
Так или иначе, всегда одним из основных элементов
религиозного сознания является мистическое созерцание и высокий подъём идеализированного чувства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гостировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кроме того, ереси возникали и как выражение особенностей
религиозного сознания разных социальных групп.
Эта роковая особенность народного
религиозного сознания стала ведущей причиной самосожжений.
Затем на смену
религиозному сознанию приходит философское, основанное на научном познании и опыте.
Собственно, дальше к этому образу
религиозное сознание будет постоянно обращаться, вплоть до наших дней.
Второе занимало едва ли не главное место в
религиозном сознании язычников.
Один из главных результатов разделения человечества: два разных образа жизни породили два типа
религиозного сознания.
К произведениям этих авторов мы будем постоянно обращаться в последующих главах, а здесь лишь скажем: если изучение язычества рассматривать как самостоятельную область исторической науки, то вышеназванные историки заложили её фундамент и определили основные направления исторических исследований – от формирования
религиозного сознания язычников до их дара поэтического восприятия природы.
Мы говорили, что примерно за 8 тысяч лет до нашей эры начинается процесс постепенного перехода человека от присваивания себе даров природы к воспроизведению пищи, и следствием этого, в частности, стала трансформация
религиозного сознания.
Божества, созданные
религиозным сознанием древних индусов, являются, таким образом, олицетворёнными силами природы: «свет, воздух, огонь – зарождение, существование, разрушение».
Научное исследование различных проявлений
религиозного сознания может вызвать отторжение у читателя, для которого святые неотделимы от текстов, в которых о них рассказывается, соответственно, любой критический подход к материалу воспринимается как критика и негативизм в отношении самого святого.
Для язычника практически всё вокруг было свято и достойно поклонения, что формировало не поверхностное, а глубокое
религиозное сознание, которое впоследствии приведёт к становлению и развитию русской православной цивилизации, не противопоставлявшей в сознании верующих мирское и религиозное, а напротив, сплетающее их в прочную ткань духовного бытия народа.
– Именно поэтому революционеры всех мастей начинали ломать государственность с уничтожения крестьянства как носителя традиционного
религиозного сознания, консервативного хранителя национального самосознания, историко-генетического кода нации.
Рациональное рассуждение в сфере
религиозного сознания (как и в любой ценностной сфере) возможно лишь в рамках некоторой системы, заданной, по сути, аксиоматически.
И хотя как юридическое явление исламское право представляет собой самостоятельный феномен, мусульманское
религиозное сознание не видит принципиальных различий между ним и шариатом (фикхом), считая их явлениями одного порядка.
Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и
религиозного сознания человеческого духа; религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, всё дальше и дальше расширяют глубокие тайники человеческого сознания.
Духовное состояние общества – это прежде всего
религиозное сознание общества, его отдельных членов.
Дело в том, что, как бы на него ни смотреть по существу, существует известная эволюция
религиозного сознания.
Совокупность религиозного опыта и религиозного мышления составляет содержание
религиозного сознания.
Кризис
религиозного сознания приводит человечество к утрате понимания истории.
Обращение к умершим так, словно они находятся здесь же, слышат и благословляют ораторов и всех присутствующих, – отличительная черта именно
религиозного сознания.
Но мы можем и должны идти дальше, в ту область, в которую зовёт нас этот вопрос, – в область истории
религиозного сознания.
Со стороны объективной это содержание есть откровение божественного начала как действительного предмета
религиозного сознания.
Пришельцы размещаются у неё в области
религиозного сознания, о них не надо рассуждать – в них надо верить.
Так, например, идеологи народных ересей, выступая против самих основ феодального строя, обычно не выходили за границы
религиозного сознания.
И наконец, за последние десятилетия очень возрос интерес к развитию
религиозного сознания человека.
Уровням
религиозного сознания соответствуют и уровни религиозного мировоззрения, важнейшее различие между которыми заключается в степени их системности.
Истинное освобождение то и дело мелькало где-то на горизонте на востоке, но незрелое
религиозное сознание народа играло с ними злую шутку: их идеализм хоть и вёл дальше, но материализм постоянно тормозил.
Современное
религиозное сознание видит два преимущества христианства.
Отрицая христианские истины, западное
религиозное сознание выступает уже реакционной силой, порождающей массовое стремление максимально секуляризировать научную мысль и духовную основу бытия.
Социальная справедливость – извечная нравственная норма, неотъемлемая часть
религиозного сознания верующих.
Можно считать такое обожествление собирательного понятия логическим фетишизмом и видеть в нём низшую ступень
религиозного сознания, но нельзя отвергать религиозных черт, ему присущих.
С другой стороны, автор монографии также предлагает собственную концепцию эволюцию
религиозного сознания человечества, связывая её с изменением форм мышления.
Он полагает фетишизм первой стадией
религиозного сознания, одновременно и более непосредственной и более логичной, чем две остальные (политеизм и монотеизм).
Давайте его разберём и тогда, думается, привычное представление о примитивном состоянии
религиозного сознания древних людей и представление о продвинутости сознания наших современников может стать намного шире.
Игра на
религиозном сознании масс простых людей, – недоинформированных и не имеющих способности, возможности или желания к образованию, – всегда выходила на первый план в любых политических системах.
На мой взгляд, причина всплеска
религиозного сознания может коренится только в невольной бессознательной затронутости современным духом, который превращает нынешних верующих в носителей внешней скорлупы традиции, и не подозревающих о её внутреннем глубинном содержании.
Единственное, чего она не позволяет, – рассматривать ребёнка, учителя и вообще человека как реального носителя
религиозного сознания.
Естественно, что и монархизм возможен только и исключительно в качестве неотъемлемой части
религиозного сознания.
Или, другими словами: воззрение, которое у нецивилизованного дикаря показывает, быть может, довольно развитое
религиозное сознание и как таковое заслуживает внимания, в устах образованного человека нашего времени, очень вероятно, покажется смешным суеверием.
Часто на протяжении жизни одного великого человека его мощной волей перекраивались границы стран, возникали новые города и государства, происходили культурные революции, перемещения народов, коренные изменения
религиозного сознания.
Но мне кажется, что тут, во-первых, смешиваются понятие культа и понятие
религиозного сознания, что отнюдь не одно и то же, а во-вторых, не по праву игнорируется и забывается чисто личный, внутренний, не зависящий от внешних обстоятельств мотив, питающий религиозное чувство.
Когда сегодня на обломках материалистической идеологии её разрушители пытаются угнездить ныне в наших сердцах мелочное средневековое
религиозное сознание, долдоня о необходимости «нравственности», «воспитания», «духовности» – это всего лишь жалкая ложь.
Так что надежду «не заметить» новые результаты исследований околосмертных состояний вряд ли можно считать оправданной, а решение не учитывать их влияния на вопросы
религиозного сознания признать дальновидным.
Хотя назначение этого труда – обновление религии, но, по сути, речь идёт об обновлении
религиозного сознания современных мусульман.
Это новаторская для истории философии идея, которая до этого была проявлена только в религиозной мысли, да и то на первых этапах становления
религиозного сознания, потом же она терялась в институционализированной религии с её коллективизмом.