Но мои единомышленники утверждают, что многого не хватает для того, чтобы это были
врождённые понятия.
Они структурируются или организуются посредством
врождённых понятий, и результатом этого становится объект познания.
Мы видим, что автор принимает
врожденные понятия в самом вопиющем смысле; согласно его концепции, субъект рождается с пачкой векселей в голове, которые нарисованы на мире, существующем вне его головы; но вопрос заключается в том, приняты ли эти векселя этим банком, не являются ли они фальшивыми; – или с кучей лотерейных билетов в душе, о которых никогда не будет известно, не являются ли они все заклепками; потому что нет никакого розыгрыша лотереи, в котором они были бы реализованы.
Но основные положения, из которых они исходили при этом, не были априорными, не были
врождёнными понятиями.
Их следует искать не в органах чувств, а в самой природе чистого понимания, не как
врождённые понятия, а как понятия, которые по закону, присущему душе, выводятся путём внимания к их деятельности по случаю опыта и, следовательно, приобретаются.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поправеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эти
врождённые понятия вырастают перед человеком непреодолимой преградой для познающего разума.
Нам присуща свобода воли (libertas voluntatis), и мы по собственному своему выбору можем со многим соглашаться либо не соглашаться; положение это настолько ясно, что его следует отнести к нашим первичным и наиболее общим
врождённым понятиям.
Я уже ответил в § 5 на сделанное в § 22 возражение, согласно которому утверждение, что
врождённые понятия заключены в скрытом виде в духе, означает только то, что он обладает способностью познать их, показав, что, помимо этого, он обладает способностью найти их в себе и предрасположением принять их, когда он правильно думает о них.
Следовательно, доказывая истинность
врождённых понятий, он вращается по кругу.
Он отрицает активный разум аристотеликов, а также
врождённые понятия и воспоминания платоников, и выводит все знания из чувства, различая внешнее и внутреннее чувство, чувство вещей и чувство себя.
А именно, не самоочевидно, что если в нашем уме есть
врожденные понятия и принципы, то вне его есть и нечто соответствующее им, с чем он их соотносит и что он признает таковым в соответствии с его объективной реальностью; ибо понятия и суждения в нас не являются объектами, мыслимыми ими самими, и необходимость отношения предиката к субъекту в нашем мышлении о них вовсе не означает отношения мысли к реальной вещи, существующей вне ее, которая совершенно иная по виду.
Это, продолжает автор, всегда признавали и признают защитники
врождённых понятий и принципов в человеческой душе, и поэтому они стремились доказать истинность этих понятий и принципов или определить более точно, каким образом эти понятия должны соотноситься с реальными вещами.