Чтобы обсудить это мнение, мы должны сначала спросить себя, в чём состоит природа
геометрических аксиом.
Итак,
геометрические аксиомы не являются ни синтетическими априорными суждениями, ни опытными фактами.
Теория
геометрических аксиом возможна и без априоризма; более того, сторонник последнего ни в чём не опережает своего оппонента, поскольку именно в решающий момент его априоризм подводит его и ничего не может дать в объяснение.
Геометрические аксиомы и предложения также имеют своеобразный смысл доказательства.
Откуда берётся это бесспорное различие между
геометрическими аксиомами и законами природы?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дихазий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Совсем другое дело –
геометрические аксиомы!
Сейчас уже вряд ли найдётся человек, способный сходу указать, кто первым заметил, что если бы
геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное, опровергались бы.
Само существование способов представления объясняет лишь фактическую обоснованность
геометрических аксиом для всего мира опыта, но не наше знание об этой обоснованности и не нашу убеждённость в её необходимости.
Если они выполняют
геометрические аксиомы с тем чувством общей обоснованности, то повсеместно единая конституция пространства является для них самоочевидной предпосылкой, которая не требует для своего объяснения априорной теории, а естественно навязывается с силой на основе повсеместно аналогичного опыта.
Это «никогда и ни за что» является догматическим утверждением и содержит petition principii [ошибочное предположение – wp]: проблема заключается именно в том, не могут ли апостериорные истины при определённых обстоятельствах достичь такой степени определённости, какая эмпирически присуща
геометрическим аксиомам.
Что касается
геометрических аксиом, то они подтверждают себя на наших глазах (пусть даже приблизительно, поскольку мы никогда не видим идеально прямых линий и т. д.) в таком огромном количестве случаев, что опыт должен был бы убедить нас в их правильности, если бы мы не были в них убеждены.
Дело геометрического чувства – создать
геометрическую аксиому, из которой логическим путём может быть выведена наука геометрии; точно так же дело нравственного чувства – создать нравственную аксиому, из которой логическим путём можно вывести систему нравственности.
Подавляющее большинство из тысяч и тысяч тех, кто осознаёт
геометрические аксиомы с этим чувством всеобщей достоверности, не обладают никаким подобным знанием.
Метагеометрия возможна, поскольку интуитивная необходимость
геометрических аксиом не является логической необходимостью.
В последнем случае это означает восприятие более высокого уровня, чем понимание
геометрической аксиомы или общепризнанное представление о «добре».
Безукоризненно соотвествуя
геометрической аксиоме, гласящей, что через три точки, лежащие на одной прямой, можно провести плоскость, притом только одну, они никогда не шатаются.
Исходным пунктом должно быть не понятие априорного и не произвольное его определение, в силу которого
геометрические аксиомы могут и должны быть подведены под него без лишних слов, а ощущение доказательства, которое должно быть исследовано на предмет того, указывает ли оно на априорное или нет.
Если
геометрические аксиомы берут своё начало в сенсорном опыте, то числа и законы чисел берут своё начало в опыте, который мы имеем от деятельности нашего разума.
Он рассматривал, например,
геометрические аксиомы как врождённые представления, данные нам в пространственном восприятии, что является очень спорным.
Геометрические аксиомы совсем другие: здесь самые простые мыслимые отношения, никакой причинной связи, никакой последовательности, никакой множественности отношений, из которых сначала надо было бы вычленить решающие, никаких качественных различий, а только чисто количественные, простые отношения пространственного сопоставления, которые можно легко не заметить.
Что
геометрические аксиомы описывают сущность нашего пространства, означает только, что в них формулируются правила, по которым наш дух при формировании наших чувственных впечатлений обращается к пространственным образованиям нашего опыта.
Одним словом,
геометрические аксиомы, а значит, и геометрия, добавляют к логической необходимости ещё один вид необходимости.