Но в эпоху эллинизма
греческая религия претерпевает существенные трансформации.
Это, во-первых, Палладиум, представление о котором не свойственно
греческой религии, но хорошо согласуется с культом микенской богини дома, которая имела внутри дворца своё маленькое святилище и почиталась жрецом-царем.
Более того, в соответствии с характером
греческой религии они были свободны от влияния жрецов, которые, как особый класс, имели свои собственные традиции и эзотерические доктрины, за которые они держались и в которые посвящались лишь избранные.
Что православные земские послы были в этом отношении до мозга костей шляхтичами, ярким свидетельством этого служит вышеприведённое окончание требования об успокоении
греческой религии.
Однако вскоре этот культ человеческого начала начинает тормозить движение
греческой религии к более высоким ступеням; она оказывается уже не в состоянии подняться над простым антропоморфизмом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гиппарион — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В течение тысячелетия до новой эры в
греческой религии отнюдь не полностью отсутствовал мистический элемент.
Помимо хорошо известных олимпийских божеств
греческая религия охватывала в гомеровскую эпоху ещё целое множество низших духов, так называемых нимф, населявших всю природу.
Но здесь его задача другая: историческая точка зрения остаётся в стороне, будет изложена, так сказать, сущность
греческой религии в эпоху расцвета греческого народа.
А затем – подробное изложение
греческой религии по-прежнему остаётся задачей будущего.
Само собой разумеется, что оно должно быть дано на исторической почве; но хотя и имеются сочинения, гордо называющие себя «Историей
греческой религии», всё же это в лучшем случае – хорошие сборники материалов.
Как и многие другие понятия, выросшие на греческой почве, с самого начала оно носило достаточно умозрительный, отвлечённый характер, но даже будучи таковым, не занимало сколько-нибудь существенного места ни в традиционной
греческой религии, ни тем более в «философии», посвятившей себя рационалистическому «развенчанию» мифологического строя родной культуры («от мифа к логосу»).
Всякий имел волю приставать к этому обществу, но он должен был непременно принять
греческую религию, это общество сохраняло все те черты, которыми рисуют шайку разбойников; увидеть в нём зародыш политического тела, основание характерного народа, уже в начале имевшего одну главную цель – воевать с неверными и сохранять чистоту религии своей.
Греческая религия стала выражением духа высокоодарённого, наделённого огромным воображением народа: она отражала его социальное и интеллектуальное развитие.
Греческая религия пала перед «сующим везде свой нос человеческим интеллектом».
Национальный характер
греческой религии исчез.
В то время как «конфликт религии и науки, который начался в V веке или даже раньше, был очевидным фактом в IV в.», на финальных стадиях существования
греческой религии философия и религия попытались сблизиться друг с другом.
Требовалось очень внимательное изучение древнего мира для того, чтобы
греческая религия получила свою справедливую оценку; это изучение производилось, разумеется, в недрах науки о древнем мире – классической филологии.
Кто считает нехристями и нечестивцами всех людей иного вероисповедания, тому лучше не трогать
греческой религии.
Возожгите в вашем сердце яркий светоч религиозного чувства и оставьте дома тусклый фонарь конфессионализма; тогда величавый храм
греческой религии покажет вам свои чудеса.
Греческая религия обладала простотой обрядов и проведения церемоний, которые могли проводить выборные магистраты.
И в той же
греческой религии впоследствии возникает мысль о раздвоении личности человека в посмертии.
Из-за особенностей
греческой религии греки могли обсуждать то, что в других странах обсуждать было опасно.
Это различие – доминанта
греческой религии.
Все они обязаны следовать
греческой религии и держаться русского языка, отказавшись от знатности рода, принять плебейские прозвища, отбросить всякую культурность и жить мужицкой (крестьянской) жизнью.
Этого мало: в зарождении рационализма, которое мы наблюдаем именно в эту эпоху, а также в той волне религиозного движения, которая в VII и VI веках проносится по греческому миру, мы видим первые признаки того процесса, который кончается разложением
греческой религии.
Таким образом в развитии
греческой религии, как и всякой другой, действуют два мотива – отрицательный и положительный: страхперед демонами, вражда с ними, борьба с ними, и почитаниевысших существ, стремление к союзу с ними.
Демоническая подземная сторона
греческой религии сильно стушёвывается в его поэзии, и в литературных памятниках более позднего времени – в драме, например, – она находит несравненно более яркое выражение.
Сознание ограниченностибогов, которым обусловливается вся внутренняя драма
греческой религии, сказывается в представлениях о происхождении богов, об их воцарении и о самом их царстве, об управлении миром.
В
греческой религии первое место принадлежит также матери богов и людей, источнику всякой жизни, Гее, Земле, имевшей преобладающее значение в пеласгическую эпоху.
Но начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать
греческая религия.
В этой мысли не было ничего непочтительного –
греческая религия основана на подобной простоте.
Сами по себе античные боги не исчезли бы, если бы на смену
греческой религии не пришло массовое еретичество – христианство.
– Свобода
греческой религии, увеличение реестрового войска, возвращение запорожским казакам всех былых прав и свобод.
Киевские воевода и каштелян должны быть
греческой религии.
Этот экспорт свидетельствуют не о продвижении
греческой религии, а лишь о страсти людей разных народов к накоплению красивых изделий и развитой торговле.
Но нам, к сожалению, от этой литературы почти ничего не сохранилось; сущность
греческой религии, поэтому, мы найдём не в ней.
Вскоре за тем он принял
греческую религию.
Но это результат новых веяний в религиозной мысли, первые признаки упадка и разложения
греческой религии; исследовать ход и причины этого разложения не может быть нашей задачей.