Связующим звеном всех трёх этапов
группового процесса является базовая метафора, о которой мы уже вкратце говорили.
Всё имеющееся доступное знание по вопросу о том, как способствовать
групповому процессу принятия решений, сводилось к управлению с помощью комитетов, а это просто катастрофа.
На более поздних этапах
группового процесса я могу быть сдержаннее и передавать больше инициативы группе.
Постулируется необходимость регулярных педсоветов и обсуждений, а также супервизии для полноценного
группового процесса.
Получалось, что построение отношений в рамках группы – единственный источник энергии
группового процесса.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: иорданка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно этот факт обеспечивает достижение результата
группового процесса.
Итогом
группового процесса, организованного именно так, становится создание каждым из участников конкретного алгоритма, позволяющего справиться с исследуемой проблемой в собственной жизни.
Например, после того как
групповой процесс сконцентрировался на одном из членов группы, другие участники могут создать зрительные образы, которые отражают их реакцию на созданный материал.
Глядя на свою работу, сделанную в группе, я лучше понимаю и чувствую группу, так как часто в ней отражается
групповой процесс или моя реакция на него.
Процессным консультант называется не потому, что оптимизирует бизнес-процессы, а потому, что может организовать
групповые процессы по выработке любых решений.
Эта информация поможет выработать и осуществить действия по улучшению
групповых процессов, в которых очень важны лидерство и компетенция тренера.
И в этом вам помогают все участники
группового процесса.
Чтобы ясно осмысливать динамику группы и терапевтически использовать её позитивный потенциал для группы в целом, а также для её отдельных членов,– т. е. конструктивно обходиться с деструктивным напряжением,– в ходе
группового процесса время от времени в групповых играх, а также социометрически исследуются отношения, сложившиеся между членами группы.
Если ведущий больше думает о технике, чем о желании «слиться» с участниками в едином «танце», то суть
группового процесса оказывается под угрозой.
В-третьих, главный посыл предлагаемого формата (причём посыл, открыто предъявляющийся группе с самого начала
группового процесса) состоит в следующем: у вас не получается решать такие-то жизненные задачи?
Во-вторых, погружение каждого из рассказавших свою историю участников в свои болезненные переживания также требует специальных действий ведущего по «возвращению» участника в рамки
группового процесса.
Психодраматист как групповой лидеруправляет
групповыми процессами с целью создания конструктивного рабочего климата (Bion, 1961) и структуры социальной поддержки в группе.
Имеющиеся на сегодняшний день отечественные и зарубежные публикации, посвящённые использованию глины в арт-терапии, не уделяют должного внимания её роли в развитии и организации
группового процесса и посвящены главным образом описанию индивидуальной творческой экспрессии.
Социальная идентичность запускает
групповые процессы и позволяет личности приспосабливаться к общим критериям групповой жизни, обеспечивая валидность восприятия социального мира, превращая конформность из процесса, внушающего опасения, в целесообразный.
Таким образом, при исследовании роли времени в
групповых процессах можно выделить объективное время группы(темпоральные характеристики совместной деятельности, особенности её организации во времени) и субъективное время группы.
Так, в современных исследованиях подчёркивается ценность внутригрупповых процессов не только для самих включённых в
групповой процесс решателей, но и для дистантных наблюдателей, первоначально не принимающих формального участия в процессах обсуждения попыток решения; таковых можно с некоторыми оговорками назвать lurkers, т. е. молчаливых (м.б., стыдливых или просто малоопытных) свидетелей.
По этой книге лидер бизнеса может научиться грамотно и эффективно управлять
групповым процессом выработки идей.
Более того, в живом
групповом процессе известное и неоднократно используемое ведущим упражнение может вызвать совершенно неожиданные для психолога реакции участников.
Без стадии агрессии, на которой и проявится агрессивность группы, в принципе, не может обойтись ни один серьёзный
групповой процесс.
Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих
групповые процессы.
Он сосредоточивается на группе в целом и на взаимодействии её членов друг с другом, помогает участникам понять себя и других через понимание
группового процесса.
Нормы могут быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение
группового процесса.
Важным фактором
группового процесса является обратная связь, представляющая собой ответы членов группы на вербальные и невербальные проявления друг друга.
Это ведёт к тому, что из
группового процесса выпадают, возможно, самые важные вещи.
Некоторые исследователи предложили собственные варианты периодизации
группового процесса.
Данные этих исследований будут давать ориентиры психологического управления массовыми
групповыми процессами в стране и полезны в практическом плане.
Таким образом, чтобы проводить
групповой процесс с этими людьми и с их правительством, нам нужно признать тот факт, что многие из них не хотели даже вспоминать обо всех этих бедах.
Способствовать этому грандиозному
групповому процессу – задача и привилегия каждого из нас.
Трудный
групповой процесс преобразился в невероятный обучающий опыт.
В любом
групповом процессе переплетены внутренние проблемы, местные и международные спорные моменты.
Коллективная динамика играет ключевую роль в закреплении триумфального события, так как
групповые процессы усиливают чувство причастности и ответственности.
Психология также исследует динамику
групповых процессов, что непосредственно влияет на конфликтные ситуации.
Их использование в учебных, рабочих, тренинговых и терапевтических группах способствует развитию
группового процесса и повышению эффективности групповой работы.
Каждая из перечисленных категорий обладает широким внутренним разнообразием: их цели могут включать получение информации, выполнение конкретных заданий, понимание собственной личности; в них могут поощряться либо жёстко просчитанные, либо спонтанные действия; основная роль в определении хода
групповых процессов может принадлежать руководителю или же самим членам группы; группы могут различаться по степени структурированности и длительности существования, они могут ориентироваться на работу со здоровыми людьми или на лечение лиц с серьёзными эмоциональными расстройствами.
Так, вначале личность лидера рассматривалась в качестве центра
групповых процессов и как проявление личностных черт.
Фактически он предложил подход к описанию
групповых процессов, который позднее нашёл отражение в работах многих исследователей в области менеджмента.
Сегодня развитие науки и технологий, развитие культуры и общества – это исключительно
групповые процессы, в которых по-прежнему велика роль лидеров и выдающихся людей, но не будем забывать, что они стоят на плечах других людей и все свои результаты достигают не в одиночку.
За четверть века им и его коллегами были предложены несколько теорий
групповых процессов, включающих организацию времени как один из основных факторов: типология малых групп, в которой продолжительность их существования увязывается с внутригрупповыми процессами [114], теория синхронизации циклов индивидуальной и групповой деятельности [117; 118], система временных показателей для наблюдения за групповой динамикой [59], модель «время-взаимодействие-деятельность» [115], теория групп как сложноорганизованных и динамических систем [13].
В пятой главе рассматривается структура и учебный план MSC; в шестой главе кратко описывается, как преподавать теоретический материал и проводить медитации и упражнения в классе; седьмая глава посвящена использованию практик самим преподавателем и его становлению как учителя сочувствия к себе; восьмая глава предлагает идеи и советы по управлению
групповым процессом; в девятой главе начинается путь обучения и преподавания на основе техники расспроса.
Лишь в этом случае текст может стать субъектом, а значит, и мотором
группового процесса (см. главу гуманистический подход).
Групповой процесс часто развивается неожиданным образом, и опытный психолог приветствует сюрпризы, поскольку они дают ему возможность проверить собственную креативность.
Участие в группах: эти встречи не ориентированы на традиционный
групповой процесс (т. е. на взаимоотношения между членами группы).
Однако следует подчеркнуть, что степень стереотипизации того или иного социально-психологического образования зависит от многих этнических факторов (развития социальных аспектов
групповых процессов, психологии общения, межличностных отношений и т. д.).
Так, одним из обоснований того, что парное взаимодействие не является собственно
групповым процессом выступает тезис: «ряд социально-психологических, а следовательно, по сути своей, групповых феноменов в содержательно-развернутом виде при диадическом взаимодействии попросту не проявляется».