Основатели
гуманистической психологии хотели исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную, жизненную психологию.
Основным принципом
гуманистической психологии является уважение личности и её потенциалов, которые лучше всего развиваются в условиях свободы и духовной самореализации.
Его популярность приходится на 1950-е годы наряду с появлением
гуманистической психологии, интересом к человеческому потенциалу и работе над собой.
Ситуация изменилась во второй половине XX в., когда сложившееся направление
гуманистической психологии позволило рассматривать человека во всём сложном многообразии проявлений, включая и духовное измерение.
Увы, их уже нет с нами, но мы навсегда запомним их важнейшие работы и исследования в области
гуманистической психологии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переспеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Здесь неоценимую помощь оказывают
гуманистическая психология, психоанализ, психосинтез, групповая психотерапия, психодрама, гештальт-терапия.
В логотерапии самореализация не ставится высшей целью человеческого существования, как в случае различных вариантов
гуманистической психологии.
Гуманистическая психология сделала акцент на важности построения доверительных отношений между консультантом и клиентом.
Одним из примеров первого пути является современная
гуманистическая психология, утверждающая ориентацию на человека как «мерило всех вещей».
Идеи
гуманистической психологии признают неразделимость понятий самоактуализации и креативности, подчёркивая, что вера в собственный потенциал является ведущие характеристикой творческой личности (Маслоу); стремление к реализации творческого потенциала через самооценивание (Роджерс).
Одно из центральных понятий, разрабатываемых в рамках
гуманистической психологии в связи с ориентацией на реализацию собственно личностного способа существования, – понятие «аутентичного бытия», т. е. такого способа жизни, который сопряжён с осознанием личностью ответственности за свой собственный выбор, выражающий её подлинные ценности, чувства и обязательства.
Сторонники
гуманистической психологии указывают на то, что родительское отношение (принятие, любовь, внимание) является фундаментальной основой развития ребёнка.
Если в телеологических концепциях, развиваемых в русле
гуманистической психологии гуманитарного направления западными коллегами, самодетерминация выступает в качестве ответа на вопрос «зачем?» в отношении поведения человека, то в русле естественно-научного направления традиционно задаётся вопрос «почему?» и предпринимаются усилия для вскрытия причинно-следственных связей.
С точки зрения
гуманистической психологии развитие взрослого человека – исследование возможностей, предоставляемых каждой ситуацией, и постоянное осуществление свободного и ответственного выбора, который отражает его истинные ценности.
Такой подход к психологии субъекта определяет его способность к самоактуализации, саморазвитию, что и составляет основу
гуманистической психологии.
Чувственная осознанность, конечно, была важной частью
гуманистической психологии 1960‐х и до сих пор остаётся важной для многих терапевтов – не меньше, чем разговор.
Именно становление и развитие личности составляет стратегию разработанного и активно пропагандируемого этим представителем
гуманистической психологии человекоцентрированного подхода в психотерапии, который ведёт к процессу самоисследования и самораскрытия клиента и в конечном итоге – к конструктивным изменениям в его личности и поведении.
Именно в эти годы американская
гуманистическая психология совершила революцию во взглядах на практики работы с человеком.
Например, подходы
гуманистической психологии акцентируют внимание на том, что каждый человек обладает потенциалом к самореализации.
Все мы – свидетели и участники становления
гуманистической психологии в нашей стране.
Экзистенциализм и феноменология в современной науке представляются философскими истоками развития
гуманистической психологии, гуманистической педагогики и как следствие педагогических технологий инклюзивного образования.
Историки науки практически единодушно связывают возникновение
гуманистической психологии с особенностями социальной ситуации 1960-х годов.
Идущая от психологической практики
гуманистическая психология опирается на анализ конкретного опыта работы, предпочитая его теоретическим схемам и моделям.
Возникло мнение, что само движение
гуманистической психологии должно угаснуть с уходом его лидеров (Giorgi, 1981).
Это второе направление связано с так называемой
гуманистической психологией.
В противовес психоанализу представители
гуманистической психологии подчёркивают роль сознания и самосознания в причинной обусловленности человека.
Этот пункт из классики
гуманистической психологии остался нетронутым, так как соединяющее общение – часть учения, а не противоположность ему.
Сегодня целый ряд психотерапевтов и исследователей работает в соответствии с традициями
гуманистической психологии (многие из них называют себя «экзистенциально-гуманистическими» психотерапевтами), и упор делается по-прежнему на таких гуманистических аспектах, как аутентичность личности, социальное действие на основе сострадания, социальные и экологические условия, наилучшим образом способствующие росту, духовность, расширение границ самосознания, интеграция, целостность и принятие присущих человеческому существованию проблем и парадоксов.
В этом введении я представляю новую иерархию потребностей человека для XXI в., которая отвечает духу
гуманистической психологии и в то же время опирается на последние достижения в сфере исследования личности, самоактуализации, развития человека и благополучия.
Одним из положений
гуманистической психологии является представление, что «поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознаёт своё бытие, его природа никогда не может быть определена полностью» (Роджерс, 1994, с. 7).
Главная цель
гуманистической психологии – способствовать раскрытию и развитию сущности человека, его позитивного потенциала.
Задача
гуманистической психологии – это возвращение к целостному человеку, построение психологии с человеческим лицом.
Данное утверждение воспринимается как прямая полемика с бихевиористской традицией, в том числе и с отождествлением законов поведения животных и человека, что впоследствии станет одним из самых острых упрёков в адрес бихевиористов со стороны
гуманистической психологии.
Впоследствии изучение защитных механизмов нашло своё отражение и развитие в школе
гуманистической психологии.
Гуманистическая психология возникла как альтернатива технократическим и манипулятивным тенденциям в психологической науке и практике.
Не претендуя на духовное водительство, не навязывая унифицированного понимания жизни,
гуманистическая психология призвана помочь каждому человеку обрести смысл своей собственной жизни.
Первая часть сборника объединяет работы, посвящённые пониманию сути и смысла
гуманистической психологии.
Экзистенциальную
гуманистическую психологию часто называют «третьим путём».
Гуманистическая психология пытается вернуть психологии её первоначальный, «человеческий» смысл.
Единодушие в критике психоаналитиков и бихевиористов, однако, не обеспечивает полного совпадения идей и взглядов в отношении платформы
гуманистической психологии.
Существуют как минимум два основных фокуса или измерения в работе коуча – рациональноеи вероятностное (или символическое),они могут быть представлены как философская основа методологии
гуманистической психологии в целом, так и коучинга.
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек должен изучаться как активный субъект, имеющий личный опыт и индивидуальные возможности реализации потенциала своей личности.
Тогда же, в середине 60-х годов XX-го века, начала зарождаться
гуманистическая психология личности, которая заменила концепт инстинктов на концепт основных потребностей.
В отличие от психоанализа и бихевиоризма,
гуманистическая психология исходит из предположения о внутренней природе человека как стремящегося к самосовершенствованию и осуществлению своего потенциала.
Модель самоактуализации, положенная в основу теоретических представлений
гуманистической психологии о развитии и полноценном функционировании личности, отвечала представлениям своего времени о целях человеческого существования, стремлении человека «быть самим собой».
Эту энергию изучает
гуманистическая психология.
Со мной случилось то, что в
гуманистической психологии называется катарсис.
Так что же,
гуманистическая психология даёт суррогатную духовность?
И они не сомневались, что он не дрогнет представить научному совету свою теорию
гуманистической психологии в психиатрии, и с хладнокровным высокомерием выслушает равно серьёзную критику и ироничные издевательства своих коллег.
Уже в реакциях на первые успехи научной психологии звучало то, что позже легло в основания
гуманистической психологии – неприятие редукции человека как целостного уникального бытия к его биологическим и/или социальным составляющим.