Поэтому книга, по сути дела, прослеживает связь между кальвинистской этикой и
духом капитализма.
Но у него с
духом капитализма была связана протестантская этика, религиозные институты католиков не были ему так интересны.
Война несёт в себе элемент иррациональности и хаоса, который чужд самому
духу капитализма.
Ещё более важно, что в отличие от протестантской этики «
дух капитализма» свободен от какой бы то ни было религиозной направленности.
Всё остальное – экзегеза религиозных и литературных текстов, призванная показать содержательную близость между «протестантской этикой» и «
духом капитализма».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: горал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он искал корни капитализма в культурной сфере религии и идеалов и обнаружил «
дух капитализма» в протестантской эстетике.
Протестантская этика, как утверждают многие современные учёные, лежит в основе научного мышления и так называемого «
духа капитализма».
Но с тем, что такое «капитализм» и уж тем более что такое «
дух капитализма», ясности куда меньше.
Да и российский капиталист был зачастую тот же патриархальный купец, только в цилиндре и лайковых перчатках, и он совсем был не похож на веберовского буржуа с его «протестантской этикой» и «
духом капитализма».
Многие считают его работу «Протестантская этика и
дух капитализма» (1904) главным социологическим трудом учёного.
Так же точно и теории, которые кажутся нейтральными, на самом деле зависят и от обычаев университетов, в которых они создаются, и от норм капитализма: использование эффектных формулировок, принципиальная направленность на поддержание уже сложившихся отраслей интеллектуального производства, амбициозность, в том числе социальная и политическая – это, по мнению критика, результат проникновения
духа капитализма в, казалось бы, нейтральную науку.
Можно надеяться, что содержащийся в первой части подробный анализ концептов «мрачная наука», «
дух капитализма» и «расширенный порядок» будет способствовать устранению недоразумений и ложных толкований, нередко возникающих по их поводу.
То, что неаскетический протестантизм чужд «
духу капитализма» и потому не мог оказывать на экономическое поведение того же влияния, какое оказывал на него аскетический протестантизм, – одна из сквозных тем «Протестантской этики».
Главные произведения: «Протестантская этика и
дух капитализма», «Хозяйство и общество».
Античный «
дух капитализма» проявлялся в существовании людей, целиком посвящавших себя поискам прибыли.
Обнаружен «
дух капитализма», который существовал задолго до рождения протестантизма, подтверждением чему служат произведения античных, средневековых или ренессансных авторов?
Это уже не люди, имеющие свободу выбора и способные вершить перемены, а капитализм или
дух капитализма.
Когда
дух капитализма выветривался, капитализм переходил в новую стадию в результате возникновения нового рационализма.
Сегодняшние глобализированные элиты продолжают продвигать концепцию «переносного отечества», оторванного от национальных корней и традиций, полностью базируясь на этике иудаизма, являющейся сутью еврейства, без сомнения, давшей импульс к формированию идеологии протестантизма и создавшей сам
дух капитализма.
Через внезапно образовавшуюся «дыру» в стене ограничений и запретов в традиционное общество стремительно ворвался «
дух капитализма» и стал быстро уничтожать христианство и сложившийся социальный порядок.
Протестантская этика, включающая в себя трудолюбие, бережливость, аскетизм, стремление к успеху составляло «
дух капитализма».
Ответ на него и даётся в знаменитой работе «Протестантская этика и
дух капитализма».
Большое внимание уделено кальвинизму, который, по его мнению «родил
дух капитализма».
Вот это классик и называл «торгашеским
духом капитализма».
Он известен нам как автор издававшейся много раз на разных языках книги «Протестантская этика и
дух капитализма».
Как мы увидим из дальнейшего, носителями этого строя мышления, которое мы определили как «
дух капитализма», были на заре нового времени не только и не столько капиталистические предприниматели из кругов торгового патрициата, сколько поднимающиеся средние слои ремесленников.
Протестантизм сыграл значительную роль в истории человечества, он вполне соответствовал
духу капитализма, духу эксплуатационного атлантизма вообще.
Либерализм – идеологическое выражение «
духа капитализма», предприимчивости, энергии, инициативы, повышенной трудоспособности и законопослушания, направленных на обеспечение личных целей.
Философ одновременно здесь и не здесь – иногде; он дважды чужестранец: как заезжий чужеземец, вряд ли свободно владевший разговорным нидерландским языком, и как праздношатающийся мыслитель-бездельник, чуждый закипающему
духу капитализма.
Ну а затем и можно было бы до чего ещё запросто повести вконец заблудшие трудовые массы на бастионы того самого неистово озверелого и социально уж вовсе донельзя чуждого им по
духу капитализма.
Дух капитализма есть, в сущности, протестантский дух.
Вряд ли кто-либо усомнится в том, что эти строки пропитаны именно «
духом капитализма», его характерными чертами; однако это отнюдь не означает, что в них содержится всё то, из чего складывается этот «дух».
Примерно 3000 лет назад начался процесс духовного падения еврейства, а вместе с тем и зарождения и вызревания в нём «
духа капитализма».
Как человек, прошедший в молодости школу марксизма, автор добавил бы в составляющие европейскую цивилизацию элементы ещё и «экономический уклад», либо «
дух капитализма».
Целый ряд исследователей приводили шотландских протестантов в качестве примера последовательных борцов с «
духом капитализма».
Самого автора работы «Протестантская этика и
дух капитализма» называли «Эйнштейном в социологии».
Опять возникает вопрос: что такое
дух капитализма, если это не сам капитализм?
Осн. соч.: «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904), «Протестантская этика и
дух капитализма» (1904-1905), «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906), «О категориях понимающей социологии» (1913), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916–1919), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общест-во» (1921) и др.
Дух капитализма – это такой строй мышления и поведения, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии.
Вот он –
дух капитализма!
Больше всего он подчёркивал
дух капитализма.
Он пишет знаменитый «
дух капитализма», где представляет капитализм протестантской романтикой перенесения монашеского служения богу из аскезы монастырей в служение трудом в реальном мире.
Получается, что в их ряды влились люди, которые уже были заряжены «
духом капитализма».
Дух капитализма не мог возникнуть сам по себе как следствие развития технологии или экономических отношений, для этого необходимо было перестроить весь строй мышления и образ жизни основных слоёв общества.
Отсутствие «
духа капитализма», то есть особого типа сознания, ценностей, рациональной трудовой этики у большинства населения объективно поддержало разгул «дикого» капитализма и привело к глубочайшему социальному кризису, последствия которого оказались неоправданно тяжёлыми и разрушительными для состояния человеческих ресурсов.
Вместе с тем фундаментальные проблемы мировоззрения человека начала XXI века закладывались именно тогда, когда никто не мог даже подумать, что модерн – эпоху между первыми буржуазными революциями и возникновением общества потребления, между началом трансформации этики протестантизма в «
дух капитализма» и болезненно переживавшимся кризисом, – назовут завершённым и провозгласят старт «сверхновой», всё реже называемой постмодерном.
Однако эта эпоха завершается – внуки «грюндеров» становятся либо рантье, либо напоминающими бюрократов управленцами; сам «
дух капитализма» исчезает вместе с теми, кто вёл непрестанную борьбу и был готов рисковать всем, чтобы сделаться «стальным бароном» или «угольным королём».
Если сегодня имеет место быть новый
дух капитализма и с новый тип устройства общества, то применимо ли понятие «капитализм» в качестве адекватного описания практической жизни?
Во-вторых, оценить, насколько эти нормы соответствуют «
духу капитализма», а также прояснить вопрос о «вкладе» евреев в становление и развитие капитализма.
Не только потому, что он долгое время противостоял той самой протестантской этике и
духу капитализма (в итоге последний победил практически повсеместно, но даже в «веберовских» немецких условиях сумел вместить в себя куда более мягкую форму буржуазного государства, нежели британская или в конечном счёте американская).