Она даёт наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию
знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности.
Как уже говорилось,
знаки языка являются символическими знаками с условным значением.
Бывает и промежуточный вариант – «в транслитерации»: в этом случае письменные
знаки языка преобразуются в более привычную систему письменности (кириллицу или латиницу), что позволяет одновременно дать представление и о написании, и о произношении.
Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать
знаком языка.
Основным
знаком языка считается слово.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: девятерик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поворотом к реальности создаются
знаки языка.
Письменность обеспечивает фиксированную форму
знакам языка.
Иначе говоря, информация – это способ фиксации с помощью
знаков языка объективно существующих и закреплённых в культуре значений.
При этом психолингвистика может предоставить коррекционному педагогу не только необходимые теоретические знания, но и комплексную методику экспериментального психолингвистического исследования специфических особенностей речевой деятельности как языковой деятельности, оперирующей
знаками языка.
Психосемантика как особая область психолингвистики изучает проблему происхождения, строения и функционирования индивидуальной системы знаний, опосредованной
знаками языка.
Благодаря использованию инструментария психолингвистического исследования у коррекционного педагога появляются широкие возможности для получения объективных данных о состоянии речи, уровне развития основных компонентов языка, наличии и характере отклонений в формировании речевой деятельности, специфических затруднениях в овладении
знаками языка.
Природа
знаков языка художественной коммуникации определяется единством индексного, иконического и символического содержания.
Но есть самый важный лингвистический фактор, обуславливающий понимание или непонимание
знаков языка и речи. Лингвисты называют этот фактор языковой конвенцией.
Познавательная, или когнитивная, функция языка (от латинского cognition – знание, познание) связана с тем, что в
знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека.
Номинативная функция связана со способностью
знаков языка символически обозначать вещи.
В качестве знаковой системы вербальной коммуникации выступает человеческая речь. Система фонетических
знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса.
Мне немного
знаком язык белых. Мама берёт меня с собой, когда ходит на работу к ним в дома и на фермы.
Разработанная де л’Эпе система «методических» знаков – сочетание
знаков языка жестов со знаками французской грамматики – научила глухих учеников записывать то, что жестами показывал им переводчик.
В нём взаимодействие партнёров опосредуется
знаками языка.
Знаки языка взаимозаменяемы, замещают друг друга, подменяют один другого.
Так как мышление человека функционирует на двух уровнях – чувственном и абстрактном, и так как
знаки языка проходят через обе эти фазы мышления, то фактически в мышлении объединены четыре сущности – две материальные, вещественные и две идеальные, абстрактные, потому что знак и внешний предмет одновременно и материальны, и идеальны.
Все
знаки языка отпечатаны в качестве идеального отражения мира только в языковом сознании человека, знающего этот язык.
Поскольку любой
знак языка существует в двух ипостасях: в виде его телесной реализации и в виде абстрактного, идеального эталона тела знака и они взаимно обусловливают друг друга, то это и служит основой распознания одного и того же знака в различных исполнениях.
Фонема, графема – мельчайшие и простейшие логические
знаки языка, ниже них в языке ничего нет.
Наука не сделала бы своих успехов, если бы люди всё время помнили, что
знаки языка имеют значения, заключённое в них самих.
Материальные
знаки языка не есть сплошная, нерасчленённая масса звуковой субстанции, иначе язык никто бы не понимал, да его и не было бы.
Такое представление о структуре
знака языка является достаточно распространённым и фигурирует во многих работах по семасиологии и семиотике (см. [Фреге, 1977; Гак, 1986; Телия, 1986; и др.]).
Иначе мы бы не смогли прочитать и понять высказывание, а также осуществить перекодировку
знаков языка в движения пальцев на клавиатуре.
Небо отражало происходящее на земле и
знаки языка живо подстраивались под великий ритм небесных сияний вечера.
В соцреализме безграничной оказывается как сила положительного героя, «простого человека», так и сила того, кто ей противится: «…соцреалистическое искусство […] превращается в иконографию идеологических форм, в чистую натурализацию
знаков языка власти» [Там же: 42].
И как же она не могла догадаться раньше, откуда ему так
знаком язык лошадей.
Ещё более абстрактны слова, базисные
знаки языка; они большей частью не похожи на своих референтов, и их приходится заучивать, чтобы понимать в речи.
Таким образом, звуки, грамматические формы и даже графические
знаки языка были подвергнуты анализу и сравнению; значимые корневые буквы были отделены от просто случайных букв, и было установлено различие между тем, что является фундаментальным, и тем, что является просто исторически приобретённым и случайным.
Таким образом, основным «строительным материалом» для семиотической концептуализации такого фрагмента мира, как человеческое тело, являются знаки естественного языка и
знаки языка тела, а также, возможно, единицы некоторых других знаковых кодов, например акционального («языка знаковых действий») или ольфакторного («языка запахов»).
При помощи сигналов и письменных
знаков язык отражает результаты познания действительности.
– Ты думаешь, мне
знаком язык немых? – мягко спросила я.
Литература – это (она обязана такой быть) полная жизни и любви человеческая суть, это наполненное искусством восприятие, мечта, пьянящее воображение, это полный духовной силы танец и полёт, а кроме того, она должна быть живой тканью, многоликой и многообразной, созданной и наполненной
знаками языка.
Буквы порой плясали перед глазами – словно чужие
знаки языка превращались в знакомые слова.
Одни кормили детей, другие просто отдыхали и достаточно эмоционально обсуждали свои коммерческие дела, недвусмысленно манипулируя руками, изображая определённые
знаки языка жестов.
Овладение методикой психолингвистического исследования закономерностей формирования и осуществления речевой деятельности человека, традиционно сложившихся норм и правил использования
знаков языка в речемыслительной деятельности являются необходимым условием для практического освоения коррекционным педагогом общей методики коррекционной логопедической работы.