Подобная информация отсекалась как несоответствующая господствующей
идеологической схеме.
Главное – постараться самому не подпасть под влияние тех или иных
идеологических схем, избежать необъективности и предвзятости.
Потому что интерпретация истории и культура памяти должны основываться на реальном историческом знании, независимых и объективных исследованиях, а не на
идеологических схемах.
Лиотар называет постмодернизмом критику так называемых метанарративов, больших нарративов: текстов, объясняющих мир, или историю, или человека и на самом деле создающих искажённую картину происходящего, подчиняющих события какой-то
идеологической схеме.
Во всех таких случаях политика приводит к буквальному следованию застывшим
идеологическим схемам и постулатам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пемзовка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Финская историография 1920-1930-х годов также оказалась встроена в жёсткую
идеологическую схему, что было обусловлено как завершавшимися процессами формирования финской нации, сопровождавшимися торжеством националистической идеологии, так и господствовавшей антисоветской официальной линией.
Но
идеологическая схема требовала женщину-трудящуюся, а не женщину-человека.
Но его перестройка началась незамедлительно, и множество устоявшихся
идеологических схем приходилось менять на ходу.
Потому я категорически против всех этих
идеологических схем.
Поиск истины для него важнее построения законченной
идеологической схемы.
Они могут быть весьма достоверны – в тех случаях, когда не вытекают прямо из
идеологических схем и не содержат откровенно фантастического материала.
Это особенно заметно применительно к хронологически близким нам периодам, когда количество исторических сочинений резко возросло, а
идеологические схемы стали более многочисленными и чётко артикулированными.
Для того, чтобы лучше понять, что же всё-таки произошло с русским обществом 18–19 веков, необходимо отойти от «затасканных»
идеологических схем и обратиться к воспоминаниям очевидцев, т. е. тех людей, которые на собственном опыте вкусили все тяготы и нестроения и переболели теми болезнями, которыми болел наш народ от самых низов (простых крестьян, мещан и рабочих) до интеллигенции и правящей элиты.
Следующий этап развития историографии в советское время, характеризующийся господством жёсткой
идеологической схемы «дворянской революционности», отмечен появлением концептуально выдержанных сборников исследований и публикаций, которые, несмотря на установившийся в науке идеологический диктат, отчасти продолжали начатую традицию в русле ранее обозначенных проблемных направлений.
Вместе с тем в последние годы появились исследования, высвобождавшие отечественную историю не только из-под пресса советских
идеологических схем, но и от мифологизации отдельных событий и исторических персонажей, сохранявшейся с досоветских времён.
Иллюзорность
идеологических схем стала слишком очевидной после обвального краха коммунистической системы, которая ещё совсем недавно провозглашалась её идеологами в качестве победно шествующей по земному шару.
Противоборство (конкуренция, соперничество), скажем,
идеологических схем (идеологий) или геополитическое противостояние государств и народов, движение от однополярного к многополярному миру и наоборот, возникновение и разрешение революционных ситуаций – всё это также относится к внешним проявлениям развития отношений упомянутых содержательной и форменной сторон-составляющих (см. рис. 1), но уже на иных уровнях и, соответственно, в иных специфических формах.
Однако и образованная публика, вопреки официальным установкам царской внешней политики, не отказалась от данной
идеологической схемы.
Капитализм в этой
идеологической схеме – квинтэссенция зла; капитализм есть объяснение происхождения любой несправедливости, угнетения, войн, преступлений и всех социальных пороков современного общества.
Этот курс воспитывал критическое мышление и противостоял всем внешним
идеологическим схемам, которые стремилось навязать обществу государство.
Между тем, эта грубая
идеологическая схема едва ли соответствует исторической действительности.
Системный анализ всех доступных
идеологических схем и учений позволил нам выделить конструктивную идеологию на основе познания и развития.
Теперь старообрядчество стали рассматривать сквозь призму новой идеологии, насильственно пытаясь втиснуть многие исторические факты в готовые
идеологические схемы.
Анализ содержания этих сборников показывает не только постепенный отход от монополии одной
идеологической схемы, установившуюся свободу исследовательской мысли, но и некоторые наметившиеся направления переосмысления (пересмотра) сложившихся представлений, которые привлекали внимание историков и рассматривались ими как актуальные: изучение условий формирования политического мировоззрения деятелей декабристских обществ, их политической программы, организационных принципов, идейных взаимосвязей тайных обществ и современного им общества.
Если осмыслить это происшествие не с позиций абстрактных
идеологических схем, а рассмотреть факты в строгой хронологической последовательности, пытаясь установить между ними взаимосвязь, то мы придём на первый взгляд к странному выводу: не революция стала причиной падения монархии, а именно свержение царя послужило детонатором для разрушительной силы социального взрыва.
Но ведь это звериное, волчье рассуждение, – и не то, чтобы эмигрантская литература на него возражала, нет, она его перечёркивает, она его уничтожает, она противопоставляет трепещущую жизнью истину
идеологическим схемам и бездушной статистике.
По своей психологии большинство из них относились к «людям XIX века» с их верой в прогресс, в возможность преобразования общества на основе реализации определённой
идеологической схемы.
Поднятая на самый высокий уровень мера осознания цивилизаторской миссии русского человека неизбежно обнаружила противоречия ориентализма как идеи и практики, что, в свою очередь, должно было, видимо, столь же неизбежно привести к отказу от ориенталистского взгляда и к замене его альтернативной
идеологической схемой.