Чаще всего он не может предвидеть последствий своих изобретений, потому что социосфера имеет собственное спонтанное развитие, на близких отрезках изучаемое социологией, а глобально – теорией
исторического материализма.
Антитезой
исторического материализма является исторический идеализм, а исторический нигилизм – типичное проявление исторического идеализма.
Именно поэтому с точки зрения
исторического материализма поиск моральной основы в социальной истории, особенно в общественных отношениях, является единственным верным путём, которым нужно следовать.
Возможно, этому препятствовало то, что вся советская психология строилась на основе
исторического материализма, тем самым как бы изначально учитывая культурно-историческую среду.
Главное затруднение, с которым приходится так или иначе считаться критике, заключается в неясности основных положений
исторического материализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рябиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Дискуссия, вызвать которую является их целью, это, прежде всего, дискуссия в рамках
исторического материализма.
Самой значительной, на мой взгляд, социальной концепцией, признающей объективные социальные законы и построенной на основе определённых законов такого рода, является марксистский
исторический материализм.
Эта система социологии – философия
исторического материализма – меньше всего склонна, конечно, объяснить что-либо из психики человека как из конечной причины.
Исторический материализм позволяет установить внутреннюю объективную логику истории и разобраться в сложной сети общественных явлений, выделив среди них в качестве основы наиболее важное и существенное.
Поэтому
исторический материализм стал ещё одной из наиважнейших специфических характеристик марксистской философии.
Исторический материализм отвечает на этот вопрос отрицательно.
Одной её частью были так называемые историки «старой школы», то есть учёные, окончившие ещё дореволюционные университеты и сделавшие себе имя в науке ещё до «эпохи
исторического материализма».
Различные «учения о должном», «врождённая совесть», «объективный дух» и «божественная воля» по-своему обоснованны, однако только с позиций
исторического материализма можно по-настоящему разобраться, в чём проявляется сознание человека.
Когда же частномировоззренческие идеологические взгляды о различных конечных сторонах реальности строятся в тесной увязке с общемировоззренческими идеологическими взглядами (философскими, религиозными и др.) о якобы существовании бесконечной основы мира, следовательно, когда безгранично идеализированные предметы частных идеологических концепций открыто обосновываются общемировоззренческими идеологическими идеями об основе мироздания, то такие частномировоззренческие идеологические взгляды являются составными частями общемировоззренческих философских, религиозных и других идеологических взглядов (напр., марксистская концепция
исторического материализма является компонентом марксистской философии).
В то же время философы-марксисты, пытавшиеся разъяснить или решить фундаментальные теоретические проблемы
исторического материализма, зачастую делали это в отрыве от специальных эмпирических проблем, поставленных историками.
Впрочем, к науке этнографии советское партийно-идеологическое начальство относилось, с одной стороны, без большого интереса, а с другой – с определённым недоверием, подозревая её в ревизии постулатов
исторического материализма и сталинской теории нации.
Только тогда, когда марксизм завершил понимание природы, а вместе с тем и общих законов социальной истории и человеческого мышления, создал
исторический материализм и материалистическую эпистемологию, он действительно создал диалектический материализм.
Если реформа эстетики сверху более или менее ясна в своих общих очертаниях и намечена в целом ряде работ, во всяком случае, в такой степени, что позволяет дальнейшую разработку этих вопросов в духе
исторического материализма, то в смежной области – в области психологического изучения искусства – дело обстоит совершенно иначе.
Спонтанное движение, отражённое в общественном развитии, изучается
историческим материализмом; физиология человека – область биологии; соотношение человека с ландшафтом – историческая география – находится в сфере географических наук; изучение войн, законов и учреждений – история политическая, а мнений и мыслей – история культуры; изучение языков – лингвистика, а творчества – филология и т.д.
Этому их заблуждению способствуют такие, например, слова из учебника марксистско-ленинской философии: «…
исторический материализм изучает закономерности взаимосвязи материи и сознания и всеобщие законы действительности в их специфическом проявлении в общественной жизни и открывает на их основе общие законы функционирования и развития общества как особой формы движения материи».
Такой силой
исторический материализм считает способ добывания средств к жизни, необходимых для существования людей, способ производства материальных благ – пищи, одежды, обуви, жилища, топлива, орудий производства и т. п., необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться.
Конечно, нельзя утверждать, что основоположник
исторического материализма находится вне времени и вечно молод.
Их признавали только при царском режиме, то есть до победы
исторического материализма.
В коммунистическом букваре оказался, по сути, только один элемент, характерный для этого нового толкования
исторического материализма, о котором шла речь, а именно – отрицание социологии.
Продолжаем рассмотрение доктрины
исторического материализма.
Более того, признание
исторического материализма социологией было нередко чисто вербальной операцией, которая не означала реального сближения.
Статус
исторического материализма здесь действительно претерпел поразительные изменения.
Одна из причин неприязни немалого числа специалистов к
историческому материализму состояла в том, что он навязывался им ранее в принудительном порядке.
Распространённое до сих пор органико-механическое объяснение, примерно соответствующее
историческому материализму в социологии, сюда совершенно не подходило.
Исторический материализм вступает в отношение к историческому явлению исключительно, когда оно выступает в форме монады.
Казалось бы, метод
исторического материализма открывает неограниченные возможности как раз в сфере предвидения будущего, притом предвидения вариантного и одновременно реалистического.
Это – практическое применение основных принципов
исторического материализма.
Согласуется ли, однако, такое воззрение с основными идеями
исторического материализма?
Но практически ни для кого не секрет, что все они обычные мошенники и мама «потомственной колдуньи» работала паспортисткой в жилконторе, а дедушка знахаря прибивал набойки в будке холодного сапожника или, хуже того, читал курс
исторического материализма в сельскохозяйственном институте.
Интересно, что с фактом такого влияния были вынуждены считаться уже классики
исторического материализма.
После отказа от прямолинейных схем
исторического материализма, мы обязаны по-новому взглянуть на наше прошлое.
Таким образом, я прихожу к следующему определению основного понятия
исторического материализма.
Являясь сторонником классического
исторического материализма, я считаю основой всех явлений экономический базис (развитие техники и технологий), на котором воздвигается надстройка в виде различных общественных отношений, волюнтаризма лидеров и т. п.
Он выпадал из системы
исторического материализма, согласно которой все народы должны проходить один путь, одни и те же стадии развития: рабовладельческий строй, феодализм, капитализм…
Исторический материализм учит, что в первобытно-общинном обществе люди не были разделены по имущественному признаку на классы, отсутствовала частная собственность.
При этом важно отметить, что дальнейшее развитие
исторического материализма пошло по пути примитивизации структуры интересов действующих классов.
Сущность
исторического материализма в том именно и заключается, что это воззрение, не отрицая влияния разнообразнейших факторов на хозяйство, признаёт решающей силой только хозяйство.
Почему методологическая несостоятельность и безнадёжная устарелость предпосылочных оснований
исторического материализма никогда не становится темой широкого научного (не говоря уже ― массового) обсуждения?
Смутное сознание этого «общего» придаёт убедительность одинаково и «идеалистическим» и «материалистическим» толкованиям, если, конечно, такие толкования не слишком грубы, чем страдает особенно
исторический материализм.
Пред лицом такого умственного бесплодия следует выдвинуть несомненную заслугу
исторического материализма.
Это объединение нельзя, однако, считать правильным, так как момент произвола,которым проникнуты теории насилия, глубоко противоречит моменту закономерности,из которого исходит
исторический материализм.
Данная критика классовой теории исходит, как мы видели, прежде всего из чрезвычайной абстрактности категорий
исторического материализма, являющихся скорее продуктом философского синтеза нежели социологического обобщения.
Исторический материализм ставит целью изучение и раскрытие законов общественного развития, предлагая тем самым историю людей, а не историю природы (или, если угодно, психики), заключённой в телах людей.
При этом они не должны подменяться господствующей идеологией-гегемоном вроде советского
исторического материализма или современного неолиберализма.
Особо подчеркнём здесь представление о первобытности: отсутствие частной собственности и эксплуатации, классов и государства для основоположников
исторического материализма вовсе не означало, что человек доисторической (в гегелевском смысле) эпохи хоть в малейшей степени был властен над вещами и своими действиями.