Статью стали чаще цитировать и скачивать из-за её критического и инновационного сочетания изложения в духе
классического марксизма и в связи с некоторыми спорными вопросами в теоретическом сообществе.
Основание
классического марксизма в XIX веке было теоретическим ответом на вопрос о закономерности возникновения, развития и конца капитализма, а также предвидением формы коммунистической системы и коммунизма.
Собственно, эти отличия отношения к историческому процессу и возможности субъективно повлиять на него различают концептуально
классический марксизм и ленинизм, а политически – меньшевизм и большевизм.
Термин «марксизм XXI века» относится как к теоретической форме и социальной системе, которую марксизм примет в XXI веке, так и к инновационному пути и развитию
классического марксизма XIX века в XXI веке.
Объективно
классический марксизм как выражение социально-преобразовательных задач, связываемых с исторической миссией рабочего класса, нёс в себе типичные черты идеологического феномена в современном его понимании.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: квадратурный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если это происходит, то такой человек будет рассказывать о себе, используя совершенно другие лингвистически знаки, которых в дискурсивном поле огромное множество; иными словами, он будет идентифицировать себя не так, как предписывает ему дискурс
классического марксизма.
Классический марксизм утверждает, что существует базис и надстройка.
Классический марксизм вынужден признавать действие исторических законов, которые он сам же и сформулировал, однако он им не доверяет, он ими тяготится и использует их для их же отмены.
Вторая установка
классического марксизма, которая довлела над мировоззрением русской революционной интеллигенции, состояла в концепции разделения народов на революционные и реакционные.
Теоретики
классического марксизма аналитически не объединяют государство и общество.
Это настоящий образец рассмотрения, взгляда, оптики
классического марксизма в отношении культуры.
Опора на
классический марксизм представляет собой методологическую базу, с опорой на которую выстраивается последовательная логика научного поиска.
Марксистская концепция социально-экономического равенства и свободы, развивавшаяся в XX веке в ходе противопоставления творческих продолжений
классического марксизма антигуманной тоталитарной практике, не приемлет любые формы расистских по своей сути концепций искусственного выведения новой породы людей, равных друг другу по естественно-природным данным.
Результатом их соединения с постулатами
классического марксизма стал ленинизм.
По ряду позиций работы франкфуртцев уже выходят за рамки
классического марксизма.
Коротко осветив позиции
классического марксизма, показав его предысторию и нынешнее положение «образа революции», посмотрим, как он использовался силами, не имеющими к марксизму никакого отношения или же сознательно противостоящими ему.
Поэтому с точки зрения
классического марксизма социалистическая революция не могла произойти в такой стране.
Основываясь на некоторых тезисах
классического марксизма, неомарксисты представляют пространство международных отношений в виде глобальной империи, периферия которой остаётся под гнётом центра и после обретения ранее колониальными странами своей политической независимости.
Но его презентация автором завершается заимствованным из псевдомарксистских талмудов утверждением, что «
классический марксизм полагал развитием последовательный переход отдельных стран, народов и человечества в целом от низших социально-экономических формаций к высшим».
Из
классического марксизма вырастает учение об управлении одарённостью.
Экономикой в
классическом марксизме объясняется политика.
Оказалось, что наука (советская и зарубежная) обнаружила в
классическом марксизме три варианта осмысления истории.
Живой марксизм – творческие продолжения теоретико-методологических подходов
классического марксизма в связи с обобщением социальной практики во времена общественных кризисов и революционной борьбы социальных сил (то есть в периоды исторического выбора).
У неё другая задача – синтезировать и представить в системном виде те подходы и категории, которые сформулированы
классическим марксизмом, развиты его творческими продолжениями и которые являются (на данном этапе истории) теоретико-методологической основой революционного пролетарского гуманизма.
Это переосмысление в целом позволило по достоинству оценить идейные и теоретические достижения
классического марксизма (ретромарксизма) и обнаружить его слабые (слабо или неглубоко развитые) и неудовлетворительные постановки и решения.
Эта последовательность есть восходящая последовательность градаций, которые в
классическом марксизме именуются социально-экономическими формациями.
Судя по всему,
классический марксизм действительно недостаточно внимания уделял ряду сложных взаимосвязей этих различных систем, а также недооценивал определённую ригидность частноправовой догматики как таковой.
Собственно
классический марксизм их так и называет – продукт производства.
Классический марксизм считал, что это безобразие сменится царством братства, где никто ни у кого ничего отбирать не будет.
Общеизвестно (во всяком случае, для знатоков
классического марксизма, о чём мы уже мельком упомянули выше, обозначив подход к данной проблеме), что в принципе разрушению в революции подлежат старые, отжившие своё социальные формы (производственные отношения, экономические и политические институты, социальные градации, идеологические стереотипы и т. п.).
Таким образом, мы видим, что по сравнению с
классическим марксизмом неомарксисты изменили взгляды на соотношение ролей базиса и надстройки.
При этом возвращение российского общества к буржуазно-демократическому пути развития, от которого оно отошло в 1917 году, является наглядным подтверждением правильности исторической логики
классического марксизма [15].
Классический марксизм прав в своей критике социального неравенства при капитализме, которое ведёт к порочному кругу социал-дарвинизма.
Поэтому социал-евразийство солидарно с риторикой
классического марксизма в стремлении создания равных материальных благ каждому человеку для раскрытия его талантов.
В классических марксистских идеологиях (не берём в качестве примера большевизм, маоизм и прочие «извращения», которые к
классическому марксизму имеют лишь крайне опосредованное отношение, в основном через термины и вырванные избирательно куски канонических марксистских текстов) насилие является не самым приятным двигателем естественных процессов, частью истории развития общества.
Для этой борьбы больше не подходит ни старинная героика «партии авангарда», ни другие концепты
классического марксизма с его тяжеловесной модерностью: против дисперсного противника с искусственным интеллектом листовка и булыжник поистине беспомощны.
Между тем остальные социалисты оставались верны
классическому марксизму, отвергающему «перенаселённость» как понятие-обманку.
Классический марксизм можно критиковать за его примитивизацию экономических отношений, когда теория низводит их до межклассовых, за упрощённое понимание строения классового общества, которое на самом деле состоит из гораздо большего, чем полагают марксисты, экономических классов, разных подклассов, различных групп внутри подклассов, интересы которых часто противоречат друг другу.
Современная гендерная марксистская теория уточнила оригинальные марксистские положения, чтобы лучше отразить реалии современной культуры и общества и сделать теорию приемлемой для людей, которые хотят социальных изменений, но не согласны с революционными методами их достижения, изложенными
классическими марксизмом.
Скажем, категория «социального» или «классового» происхождения, в рамках
классического марксизма имевшая именно аналитический статус и крайне важная для большевистского дискурса – хотя бы с точки зрения обоснованности положения о «диктатуре пролетариата», – стала использоваться в сугубо эссенциалистском ключе в условиях практически полного исчезновения российского пролетариата как класса, на сколько-нибудь внятных основаниях вписанного в послевоенную социальную и экономическую ситуацию, имеющего собственные более или менее консолидированные интересы и т. д.
Созданный из материала историзма, настаивающий на историзме,
классический марксизм признает его лишь как неизбежное зло, которое следует объяснить, использовать и – в итоге – прекратить.
Зафиксирую ещё раз, что под марксизмом (включая творческие продолжения
классического марксизма) я понимаю такое цельное направление (течение) общественной мысли, которое путём анализа и обобщения реальной социальной истории формирует и развивает идеологию последовательного пролетарского гуманизма как идейно-теоретическую основу революционного рабочего движения.
Собственно, эти отличия отношения к историческому процессу и возможность субъективно, сознательно, целенаправленно повлиять на него различают концептуально
классический марксизм и ленинизм, а политически меньшевизм и большевизм.
Вместе с тем, с точки зрения
классического марксизма все эти модели объединяет то, что любое государство представляет собой аппарат классового господства в котором право (закон) есть «выражение воли господствующих классов».
Налицо торжество постулатов
классического марксизма: богатые становятся богаче, а средний класс и бедняки – беднее.