Как правило, решение специализированного органа
конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.
Тем не менее, институт
конституционного контроля – важнейший демократический институт.
Наконец, в практике самих органов
конституционного контроля бывают случаи, когда в принятых ими решениях неверно истолковываются положения конституций.
Во всех случаях, если
конституционный контроль осуществляется коллективным органом, решения принимаются большинством голосов.
Различают конкретный и абстрактный
конституционный контроль.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кливаж — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Особое значение имеет судебный и квазисудебный
конституционный контроль.
С точки зрения применения решения органа
конституционного контроля различают решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия.
Обсуждение вопроса о неконституционности какого-либо акта в органах
конституционного контроля протекает по-разному.
Использование доктринально-правовых норм национальным органом
конституционного контроля столь приближено к затронутой нами форме права, что позволяет проф.
В-седьмых, рассмотрение понятия, юридической природы и видов конституционной герменевтики и судебного
конституционного контроля как интегральных элементов современного российского конституционализма, обеспечивающих верховенство конституции и конституционализацию правового порядка.
Особую роль в системе разделения властей играет конституционный суд (либо иные суды, выполняющие функции
конституционного контроля).
Характерными чертами этой модели являются следующие: осуществление
конституционного контроля специально учреждёнными судебными или квазисудебными органами; сочетание конкретного и абстрактного конституционного судопроизводства; признание правового акта неконституционным означает по существу его юридическую отмену.
Обращаться в органы
конституционного контроля могут высшие органы государства и должностные лица, субъекты федерации, автономные образования, группы депутатов и сенаторов, суды, отбудеманы (парламентские уполномоченные по правам человека и др.), граждане, если нарушены их конституционные права (обычно только после рассмотрения дела общими или иными судами).
При рассмотрении вопросов реализации международных договорных обязательств в национальных правовых системах анализируются установленный государством порядок взаимодействия национального права и договорных норм, используемые на национальном уровне способы реализации международных договорных обязательств, место, которое отводится международным договорам в иерархии источников во внутригосударственном праве, включая их статус и соотношение с конституцией и обычным законодательством, возможность самоисполнимого действия и непосредственного применения договорных норм во внутригосударственной сфере, формы участия субъектов и административно-территориальных образований государств в реализации государством международных договорных обязательств, а также возможное влияние конституционных или иных судов, если они уполномочены осуществлять последующий
конституционный контроль, на реализацию таких обязательств.
На формирование российской системы
конституционного контроля повлияли обстоятельства различного характера, среди которых важнейшими являются три: тип правовой системы; специфика сложившейся к началу 90-х гг. судебной системы; особенности территориальной организации российского государства.
Конкретный
конституционный контроль всегда последующий.
Субъект, осуществляющий
конституционный контроль, может быть внутренним (контроль проводит тот орган, которым был издан акт) и внешним (контроль проводит уполномоченный государственный орган).
Существует семь видов
конституционного контроля.
Поэтому
конституционный контроль, осуществляемый судами, – особая функция судебной власти, отграниченная от правосудной деятельности.
Есть неспециализированный
конституционный контроль, который осуществляют те или иные рассматриваемые ниже органы наряду с выполнением ими других главных задач (например, президент как гарант конституции или уполномоченный парламента – омбудсман по правам человека).
Там, где в качестве органов
конституционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституционность закона или другого акта может любой гражданин, но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т. д.) дела, для решения которого применяется оспариваемый закон.
Право обращаться с иском о неконституционности правовых актов в специализированные органы
конституционного контроля предоставляется и гражданам, но обычно только в одном случае: если нарушены их конституционные права.
По признанию современных исследователей,
конституционный контроль законов, принятых парламентом, является в наши дни сущностной характеристикой конституционного государства.
При различии конкретных формулировок и национальных особенностей под
конституционным контролем понимается деятельность государственных органов, направленная на проверку соответствия конституционным нормам правовых актов и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а в некоторых странах и деятельности общественных объединений, принимающих участие в осуществлении публичных функций.
Формирование действенной системы
конституционного контроля немаловажно для эффективного функционирования любого демократически организованного государства.
С точки зрения применяемой процедуры
конституционный контроль бывает абстрактным и конкретным.
По содержанию
конституционный контроль может быть формальным (устанавливается конституционность процедуры принятия акта) и материальным (устанавливается конституционность самого содержания).
Без этой функции невозможен реальный и эффективный
конституционный контроль.
Можно подразделить
конституционный контроль на предварительныйи последующий.
Позитивное значение
конституционного контроля заключается в том, что он направлен на укрепление существующего в стране конституционного строя, конституционной законности, на защиту прав и законных интересов личности.
Так, при возможности создания судебного
конституционного контроля либо в качестве отдельной системы, либо как подразделения внутри судов общей юрисдикции наша страна предпочла первый вариант, тем самым установила разделение власти внутри судебной системы.
Решение, вынесенное специализированным органом
конституционного контроля, – окончательное, поэтому обжалованию не подлежит.
Нередко считается, что неспециализированные органы, названные выше, осуществляют конституционный надзор (в соответствующем объёме), а
конституционный контроль осуществляется специализированными для этой цели органами.
Практически это выражается, в частности, в том, что президент после принятия закона парламентом и до его промульгации (подписания президентом и опубликования) вправе использовать вето (не подписать закон, в результате чего он не вступает в силу) или обратиться в специальный орган
конституционного контроля с вопросом о конституционности данного акта.
Судебная власть выполняет функцию
конституционного контроля.
Существуют различные органы, которые получили или присвоили себе право осуществления
конституционного контроля.
Во многих государствах создан специальный институт
конституционного контроля и соответствующие органы.
Приведение фиктивных положений конституции в соответствие с реалиями социально-политической жизни достигается путём принятия поправок к тексту конституции и её толкованием органами
конституционного контроля.