С другой стороны, взгляните на представителей современной научной
критики религий.
Критика религии означает только вхождение в мир реальной жизни.
Между прочим, это очень современный вопрос, потому что нынешние
критики религии умеют весьма убедительно редуцировать наш религиозный опыт к игре гормонов и недостатку кальция.
Этот феномен, удивительный как на фоне нововременной
критики религии, так и неудержимо продолжающейся секуляризации современного общества, создаёт вызов и для основного богословия, придавая ему сегодня особенную злободневность.
Однако нам не нужно заниматься выведением этих идеалов из фрейдовской
критики религии – он сам ясно сказал, в какие нормы и идеалы он верит: в братскую любовь (Menschenliebe), истину и свободу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: термоизоляционный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хотя публичная
критика религии (да и вообще любой идеи) является главным признаком здорового демократического общества, люди не любят, когда их чувства оскорбляют.
Самое важное – чаще всего именно это забывают наши якобы марксистские, а на самом деле уродующие марксизм коммунисты – это суметь заинтересовать совсем ещё неразвитые массы сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной
критикой религий.
Эта эстетическая сторона
критики религии особенно заметна в работе 1998 года «Расплетая радугу».
Тогда как
критика религии хочет объяснить эту ситуацию лишь исходя из антропологических или общественных предпосылок, религии исходят из «конститутивного различия между данностью человеку себя самого или общественной системы, и данностью безусловного» (Werbick, 2005, 73).
Всюду прослеживалась
критика религии: в церковном приходе, украшенном гигантским распятием, и в странных монахах с крокодильими лицами, которые угрожающе бродили по коридорам.
Вопросы
критики религии и церкви, их реформы, находясь в XVI в. в самом центре идейной и политической борьбы, отразились во всех значительных литературных произведениях поэта.
Иногда пишут, что в основе гуманизма была рационалистическая
критика религии, но с этим трудно согласиться.
Если характерной чертой ранних советских плакатов было практически полное отсутствие открытой
критики религии, и это были скорее антиклерикальные плакаты, то переход к новой экономической политике положил начало и новому, антирелигиозному этапу в истории советского плаката (позднее эта форма антирелигиозной агитации была вытеснена книжной и газетно-журнальной сатирической графикой)133.
Официальная советская гуманитарная наука стояла на позициях
критики религии.
Свою роль в этой
критике религии сыграл и марксизм.
По мнению, изложенному в этой работе, следует, что нет более опасного тормоза общественного прогресса, чем религия, поэтому
критика религии должна быть «предпосылкой всякой другой критике».
Новое атеистическое государство привлекали во фрейдизме
критика религии и воинственный секуляризм, которые могли быть идеологически полезны, поскольку религиозная философия и символистский мифологизм все еще пользовались большой популярностью в среде творческой интеллигенции.
Господство религии во всех сферах общественного сознания в эпоху феодализма обусловило специфическую форму
критики религии, несвободную от религиозных наслоений; к тому же свободомыслие этого времени выступало не как система взглядов, а как совокупность отдельных идей, в той или иной мере подрывавших религиозное мировоззрение.
Открыв этот механизм проекций,
критика религии дала в руки просветительского движения острое оружие.
Хорошо понимаю, что
критиков религии можно упрекнуть в неуважении к богатому разнообразию так называемых религиозных традиций и теорий мироустройства.
Мотив его сопротивления вместе с проявляемой
критикой религии мы узнаём из новых его сообщений.
Но никто не мешает издателям этих сочинений сократить их и снабдить короткими послесловиями с указанием на прогресс научной
критики религий, проделанный человечеством с конца XVIII века, с указанием на соответствующие новейшие сочинения и т. д.
Перед лицом нововременной
критики религии и христианства не только заострялись и усугублялись вызовы и задачи, стоявшие перед апологетикой, но оказывалось под вопросом само положение богословия как науки, которое теперь нуждалось в новом и более глубоком обосновании.
Стоит только заметить это, как все формы
критики религии, отвергающие её, начинают вести себя гораздо более осторожно с религиозными феноменами.