Критика религии означает только вхождение в мир реальной жизни.
Между прочим, это очень современный вопрос, потому что нынешние
критики религии умеют весьма убедительно редуцировать наш религиозный опыт к игре гормонов и недостатку кальция.
Этот феномен, удивительный как на фоне нововременной
критики религии, так и неудержимо продолжающейся секуляризации современного общества, создаёт вызов и для основного богословия, придавая ему сегодня особенную злободневность.
Однако нам не нужно заниматься выведением этих идеалов из фрейдовской
критики религии – он сам ясно сказал, в какие нормы и идеалы он верит: в братскую любовь (Menschenliebe), истину и свободу.
Хотя публичная
критика религии (да и вообще любой идеи) является главным признаком здорового демократического общества, люди не любят, когда их чувства оскорбляют.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пухоед — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта эстетическая сторона
критики религии особенно заметна в работе 1998 года «Расплетая радугу».
Тогда как
критика религии хочет объяснить эту ситуацию лишь исходя из антропологических или общественных предпосылок, религии исходят из «конститутивного различия между данностью человеку себя самого или общественной системы, и данностью безусловного» (Werbick, 2005, 73).
Всюду прослеживалась
критика религии: в церковном приходе, украшенном гигантским распятием, и в странных монахах с крокодильими лицами, которые угрожающе бродили по коридорам.
Аргументы философского характера образуют часть философской
критики религии вообще.
Вопросы
критики религии и церкви, их реформы, находясь в XVI в. в самом центре идейной и политической борьбы, отразились во всех значительных литературных произведениях поэта.
Иногда пишут, что в основе гуманизма была рационалистическая
критика религии, но с этим трудно согласиться.
Если характерной чертой ранних советских плакатов было практически полное отсутствие открытой
критики религии, и это были скорее антиклерикальные плакаты, то переход к новой экономической политике положил начало и новому, антирелигиозному этапу в истории советского плаката (позднее эта форма антирелигиозной агитации была вытеснена книжной и газетно-журнальной сатирической графикой)133.
Официальная советская гуманитарная наука стояла на позициях
критики религии.
Свою роль в этой
критике религии сыграл и марксизм.
По мнению, изложенному в этой работе, следует, что нет более опасного тормоза общественного прогресса, чем религия, поэтому
критика религии должна быть «предпосылкой всякой другой критике».
Новое атеистическое государство привлекали во фрейдизме
критика религии и воинственный секуляризм, которые могли быть идеологически полезны, поскольку религиозная философия и символистский мифологизм все еще пользовались большой популярностью в среде творческой интеллигенции.
Повсеместно, движению за становление новых капиталистических отношений сопутствовала
критика религии.
Существует и многообразная нефилософская
критика религии, в рамках которой есть теории, где религиозный опыт объясняется с помощью исключительно социальных и психологических факторов.
Первый путь – путь философско-атеистической и философско-нигилистической
критики религии.
Первый тип наиболее полно и наглядно воплощён в логико-позитивистском подходе к смыслу, а логико-позитивистское отрицание осмысленности религиозного языка представляет собой самую радикальную
критику религии в современной философии.
Господство религии во всех сферах общественного сознания в эпоху феодализма обусловило специфическую форму
критики религии, несвободную от религиозных наслоений; к тому же свободомыслие этого времени выступало не как система взглядов, а как совокупность отдельных идей, в той или иной мере подрывавших религиозное мировоззрение.
Открыв этот механизм проекций,
критика религии дала в руки просветительского движения острое оружие.
Хорошо понимаю, что
критиков религии можно упрекнуть в неуважении к богатому разнообразию так называемых религиозных традиций и теорий мироустройства.
Мотив его сопротивления вместе с проявляемой
критикой религии мы узнаём из новых его сообщений.
Перед лицом нововременной
критики религии и христианства не только заострялись и усугублялись вызовы и задачи, стоявшие перед апологетикой, но оказывалось под вопросом само положение богословия как науки, которое теперь нуждалось в новом и более глубоком обосновании.
Ввиду отличия философской
критики религии такого плана от того, что мы назвали фундаментальной установкой философии религии как философского религиоведения, философская критика образует особый предмет рассмотрения.
Стоит только заметить это, как все формы
критики религии, отвергающие её, начинают вести себя гораздо более осторожно с религиозными феноменами.