Основная цель исследования состояла в изучении
культурных смыслов и бытовых практик заводских рабочих, проживающих в районе.
Сделавшись социальными нормами, подобные представления определяют
культурный смысл ценностей, понимание морали, существа социальной справедливости.
Это позволяет моделировать среды, способствующие усвоению заложенных обществом
культурных смыслов и при этом помогающие данному конкретному ребёнку освоить эти смыслы с адекватной для него степенью напряжённости усилий.
Казалось бы, музей является хранителем знания, однако именно музей, создавая конфликт в сущем, читай в культуре – путём разрыва её контекста, – усиливает
культурные смыслы.
Здесь следует выделить важный момент, который раскрывает
культурный смысл позиции этого философа.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дацит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возникает потребность в развитии единого национального языка и общих
культурных смыслов.
Будучи «культурной формой» в самом широком значении, музей содержит и удерживает определённый
культурный смысл.
Выявляя
культурные смыслы этих феноменов, их телеологию, место в целостной системе культуры, исследователь приходит к формированию моделей универсума, в котором только и возможен подобный набор явлений.
То есть теперь в
культурном смысле русские наконец-то впервые стали «большой нацией».
Их
культурный смысл отчасти выходит за рамки эстетического, хотя их содержание и тесно интегрировано в сфере эстетики.
Структура монографии сформирована по проблемно-хронологическому принципу изложения, который позволил в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальных исторических событий и показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического процесса; здесь хронология выступает как внутренний механизм
культурного смысла, обнаруживающего свою символическую природу.
Символ – ритуальный предмет, обладающий
культурным смыслом.
Промежуточное положение между структурализмом и постмодернизмом занимает постстуктурализм, который уже выходит на понимание извечной борьбы текста с контекстом на уровне
культурных смыслов, но ещё не выводит это на уровень непосредственных социальных отношений.
Но позитивным фактором реализации чисто
культурного смысла всегда является свободное деяние и свободная воля «малого числа» личностей, в первую очередь вождей, людей, которые служат образцом, пионеров, за которыми по известным законам заражения, произвольного и непроизвольного подражания (копирования) следует «большое число», большинство.
Практическая сторона проблемы состоит в особенностях реализации идеи восприятия и отражения
культурных смыслов, связанных с русским языком.
Итак, можно заключить, что чай воспринимался за рубежом не только как нечто диковинное и экзотическое и не просто как новый товар – скорее, чаепитие было принято как изысканный обычай, в него вкладывали различные
культурные смыслы.
Помимо того, что таким образом сужается спектр эстетических и
культурных смыслов написанных в зарубежье текстов, доминирующая рецепция упрочивает традиционный сценарий, в соответствии с которым изгнание ассоциируется с психологической травмой и потерей, а «искупление» связывается лишь с физическим, духовным или же текстуальным возвращением домой.
Предлагаемый в ней взгляд на слово как на эволюционирующий во времени феномен, за которым стоит иерархически организованная система
культурных смыслов, и составляет сердцевину термина «культурно-исторический подход», вынесенного в заглавие монографии.
Строго говоря, социокультурная жизнь людей включает в себя эмпирические динамические процессы (именуемые «практиками»), когда физический и социальный миры сохраняют способность формировать, ограничивать и разрушать дискурс, в котором
культурные смыслы неизбежно «несут бремя мира», равно как и наоборот [Sablins 1985: 138].
Под целостным анализом предмета в данном случае подразумевается рассмотрение его из двух перспектив – исходя из того, что человек вкладывает в него как в материальный объект, и из инвестиции человеческого сознания в придание предмету
культурного смысла.
Мы поняли, какие изменения в
культурном смысле происходят таким образом?
Оно, выступая способом освоения
культурных смыслов в истор. пространстве и времени, приобретает характер атрибута общественного, социального.
Именно язык удерживает целостность культуры и концентрирует в подлинной поэзии ядро
культурных смыслов.
Так, в наше время появляются новые социально-культурные практики, где создаются новые
культурные смыслы.
Из дикарей, из руссо-монго-лов в боги не прыгнешь, надо перейти через человечность, именно в
культурном смысле слова.
Поле
культурных смыслов определено содержанием мышления субъекта культуры, а он осуществляет и понимает себя в горизонтах этой культуры, поэтому самоопределение культуры как целостности и субъекта культуры как такового во многом совпадают.
Путешествие во времени в современных жанрах и широкая популярность такого сюжетного хода вызваны тем, что это один из простых и доступных способов обозреть разные
культурные смыслы и сформировать на их основе свой вариант взаимодействия прошлого и настоящего собственной культуры.
Целое произведение – это поле напряжённого взаимодействия этих обращённых друг к другу содержаний и благодаря этому поле порождения многообразных
культурных смыслов, реализующих разнообразные возможности человеческой жизни каждой индивидуальности на своём месте в пределах своей конкретной историчности и органичной ограниченности.
По нашему мнению, в истории русской культуры трактовка идеалов и целей творчества подвергалась изменениям, но его
культурный смысл оставался инвариантным.
Исследования советской реальности осуществляются и распространяются в контекстах, где политический, нравственный и
культурный смысл понятия «советский субъект» преобретает заведомо негативный оттенок, а понятие «сопротивление», наоборот, заведомо романтизируется.
Однако возвращение образования в культуру осложняется многими обстоятельствами, среди которых нельзя не учитывать общее снижение культурного уровня населения, разрушение культурной среды, утрату
культурных смыслов образования.
Социальная дифференциация порождает и дифференциацию культурную, которая доходит по полной автономизации – отсутствия интегрирующих
культурных смыслов, символов, кодов, объединяющих культурных стратегий, роль которых раньше выполняли наследие и традиции.
Неисчерпаемое множество
культурных смыслов, готовящих исторические повороты, составляют их многослойный и многозначный культурогенез.
Нет, не может, ибо консерватизм в
культурном смысле выступает синонимом объективного, разумно обоснованного и – в данном контексте – истинного.
Песня как несущий
культурные смыслы текст, входя в потоки культурных практик, начинает наделять («заражать» и «заряжать») этими смыслами все элементы и моменты этих практик, превращая их в большой текст – гипертекст, и становясь одним из элементов этого гипертекста.
Дополняя сказанное, обратим внимание на то, что в некоторых случаях
культурный смысл объекта может начисто вытеснять функциональный.
С такой точки отсчёта акустические территории становятся неустойчивыми контактными зонами, которые схватывают переплетение множественных
культурных смыслов и сообществ и благодаря которым можно начать осмыслять звуковую культуру в расширенном смысле, включая в неё лоу-фай и техническую переделку, не только тишину, но и шум.
Однако, в силу диалогичности культуры как таковой, существования в ней не только процессов взаимодействия и взаимообогащения, но и диалога-конфликта различных противоборствующих сил, эти латентные
культурные смыслы, или культурные ценности, в определённый момент в состоянии актуализироваться и даже стать фундаментально значимыми для нового типа культуры.
Помимо этого, на наш взгляд, имеет смысл ввести и предложить личностный критерий различения синкретичного понятия «русское мировоззрение», представляющий собой совокупность как минимум трёх элементов: нравственно проработанной позиции субъекта, глубины и объёма освоенных данным субъектом
культурных смыслов и ценностей, собственного личного достоинства.
Заметим, для мировой практики характерно формирование научного пространства как коммуникативного пространства равноправных субъектов – носителей иноверсий
культурных смыслов.
Поэтому эвристически значимым является объединение в одном научном направлении – под одну идею – разнообразных гуманитарных (а также социальных) исследований, где путём сочетания индуктивных и дедуктивных методов будет исследоваться человек как культурное существо, будут выявляться
культурные смыслы человеческой деятельности.
Это приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек при исследовании истории начинает не только созерцать культурные символы, а оживлять
культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве.
Некоторые исследователи рассматривают
культурный смысл как выработанную исторической практикой культурную форму, посредством которой сообщество людей постигает и понимает окружающий мир как естественную данность.
Интерпретация
культурных смыслов вещи имеет свой путь исторического развития.
Но именно к диффузным отношениям мы обязаны обращаться, если хотим понять не только форму выражения
культурных смыслов, но и само содержание витальных процессов культуры как целостного, развивающегося в историческом времени организма.
С одной стороны, участие пространственных отношений в формировании
культурных смыслов стали изучать лингвисты и филологи, распространявшие семиотические методы на исследование других областей культуры.
Он хорошо понимал, что конкретно-историческая эмпирика литературы и искусства нуждается в фундаментальных объяснениях и концептуальных обобщениях – исторических и экономических, социальных и культурных, политических и философских; что мир
культурных смыслов и ценностей един, охватывая собой литературу и другие искусства, мифологию и религию, ритуалы и повседневность, политику и нравственность, идеологию и науку; что для современного гуманитарного знания важен не только текст, но и контексты, в которых этот текст оказывается, и в зависимости от разных контекстов один и тот же текст приобретает различный смысл и значение.
Так инверсия смысла приводит к тому, что к концу XX в. любые предметы, попадающие в музейную экспозицию, автоматически начинают наделяться
культурными смыслами и культурной ценностью высшего порядка.
Ведь всё то, что связано с пониманием, интерпретацией, трансляцией и репродукцией
культурных смыслов, явных и неявных оснований и предпосылок познавательного процесса, – всё это принадлежит к суверенной территории философского знания.