Важная роль
культурного героя – борьба с тёмными хаотическими силами, будь то природная стихия, чудовище или злодей.
Тем не менее все эти сказания родились на основе мифов, главными героями которых являлись
культурные герои.
Следующим этапом развития образа
культурного героя является появление трикстера.
Иногда герой в течение повествования так меняется, что окончательно теряет черты
культурного героя и остаётся трикстером.
Положительный
культурный герой, демиург, первопредок и трикстер являются главными образами, которые неоднократно разрабатываются в мифах.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: резанец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Другой герой, Сосруко, относящийся не к карело-финскому, а к нартскому эпосу, также совершил подвиг
культурного героя – добыл огонь.
Поэтому подобных персонажей никак нельзя называть
культурными героями.
Другие считали, что
культурными героями постепенно становились демиурги.
Для них обоих он стал чем-то вроде мифического
культурного героя, идеальным образом поэта, едва ли достижимым в действительности.
В данном случае
культурный герой выступал как демиург, т. е. мастер, создатель, творец.
На протяжении последних ста лет исследователи много спорили о том, кем же в действительности следует считать
культурных героев.
Стоит заметить, что
культурный герой может быть прямым потомком богов, их родственником или сотрудником, но он остаётся человеком при всех своих подвигах и даже волшебных способностях.
Иногда божествам приписывают качества
культурных героев, иными словами, в мифах рассказывается не только о том, что тот или иной бог сотворил землю, небо, светила, людей и т. д., но и научил их способу добывания огня, обрабатыванию земли, основным ремёслам.
В эпосах «Рамаяна», «Гэсэре», «Беовульф» и других также можно встретить персонажей, которые напоминают
культурных героев мифов.
Кроме того,
культурным героям довольно часто приписывают участие в устройстве мира, например поднятии земли со дна океана на поверхность, установлении на небе солнца, луны и звёзд, смены дня и ночи, времён года, регулировании приливов и отливов.
При этом отнюдь не всё его выдумки служат людям на благо, часто это плоды его озорства или дерзости (в таких случаях в мифе нередко появляются отрицательные двойники
культурного героя, как бы пародирующие его полезные дела).
Помимо изобретения культурных благ и всяческого устройства жизни людей,
культурным героям приписывают также возможность бороться со стихийными хаотическими природными силами, которые описываются в мифе как чудовища, великаны, демоны и подобные им персонажи.
Для того чтобы добыть необходимое, герою приходилось иногда действовать силой, а порой хитростью, сражаться с врагами, которые появлялись у него на пути, т. е. персонажам сказаний приписывались способности, присущие
культурному герою.
Однако отличие персонажа от
культурного героя состоит в том, что второй совершает подвиг (находит огонь, пресную воду, злаки) для блага людей, т. е. рассказывается о возникновении этих явлений и предметов на земле, тогда как персонаж сказания просто выполняет трудную задачу.
Если же человек выведет наружу не только личные скрытые возможности, но и утерянные обществом, то станет настоящим
культурным героем.
Он провокатор и катализатор, он аморален с точки зрения существующей этической системы
культурного героя.
Первобытные племена росли и делились на всё большее число частей, но в их мифах сохранялась память о двух или трёх
культурных героях – первопредках, воплощавших начало племенной истории.
Это были черты старых
культурных героев, в некоторых случаях – древнеславянских богов.
Оба культа связаны с проявлением архетипа
культурного героя, выступающего на определённой стадии исторического процесса в роли спасителя человечества.
Оставаясь провинциальными, эти модернисты становятся универсальными
культурными героями.
Однако рядом с фигурой
культурного героя на определённом этапе обычно появляется сопровождающая его, словно тень, фигура трикстера.
На полу были обнаружены два овальных красных пятна, на которых лежали фрагменты детских скелетов, что заставляет вспомнить миф о близнецах, которые являются едва ли не главными
культурными героями мезоамериканской мифологии.
Другой, «секулярный», пример списка
культурных героев – стихотворение «Загадка с разгадкой».
В сюжете задействован нетипичный для сегодняшнего времени
культурный герой из дореволюционных времён.
Пример
культурных героев любой нации, как правило, принадлежащих к классу эксплуататоров или примыкающей к нему части интеллигенции, ярко это подтверждает.
Место шамана в мифологиях раннеисторических обществ обычно занимают
культурные герои, или демиурги.
Мордовские предания выделяют в древней истории народа период, когда власть принадлежала
культурному герою, основателю светской власти и «справедливому правителю» Тюштяну, и называют этот период золотым веком.
Культурный герой нередко действует вместе с братом-близнецом (трикстером), наделённым демонически-комическими чертами и пародирующем его собственные высокие деяния (вследствие неудачного подражания или злого умысла).
Не случайно именно в это время в мифологических представлениях(которые тоже крайне усложнились) была разработана идея
культурного героя как борца с чудовищами (Геракла), создателя наук и ремёсел, возделывателя земли.
Клубки смыслов и образов, возможные только здесь; словечки и гастрономические обыкновения; значения, которыми обрастают местные топонимы; люди – местные
культурные герои, – ходившие по здешним улицам и оставшиеся кто чем горазд в коллективной памяти.
Особая интертекстуальная глубина этого стихотворения позволяет говорить о заключённой в нём «потенциальной культурной парадигме», которая, как некий хорошо отлаженный механизм, расширяет «пантеон»
культурных героев поэта воистину «от альфы до омеги».
Наряду с богами во многих системах присутствовали
культурные герои, являющиеся частично богами, частично людьми.
Переделкинский миф строится на оппозиции двух
культурных героев – старожилов писательского городка.
Таким образом, данный праздник показывает, что региональные власти создают в лице исламских святых региональных
культурных героев, тем самым определяя это фактом восстановления исторической справедливости.
Постепенно
культурный герой начинает противопоставляться богам, которые его наказывают.
Существуют две различные формы описания подобных процессов – имперсональная, стремящаяся выявить основные тенденции развития, и персональная, имеющая дело с личностями
культурных героев; в этой книге мы старались учитывать мнение, согласно которому оптимальный вариант их взаимодействия – взаимоограничение: «тенденциозная» модель не даёт «личностной» ограничиться описанием частностей, «напоминая» об общем смысле проекта, а та, в свою очередь, предохраняет «тенденциозную» от чрезмерного абстрагирования от реальности, «напоминая» о значении индивидуального опыта сочетания интуиции и знания.
Сказался ли тут недостаток солнца или преобладание воображения над наблюдением, характерные для народов северных лесов – германцев и кельтов, не будем гадать, но факт остаётся фактом:
культурным героем англичан стал не художник, а поэт.
Деление на серьёзного
культурного героя и его демоническикомическую противоположность в религиозном контексте соответствует этическому дуализму, а в поэтическом – противопоставлению героического и комического.
Как в истории из «Бранвен… », так и в наших источниках действуют пять
культурных героев, осваивающих пространство острова.
Сначала финдиректор пытался прикинуть, на сколько тянет эта бабочка, и во что обойдётся компании чудачество бывшего шефа, если об этом прознают конкуренты, но постепенно сбился со счёта, тем более, что глаза бабочки, составленные из портретов государственных лидеров и
культурных героев разных стран, поискав кого-то, остановились на нём…
Пионер – воплощение
культурного героя, чья задача очень похожа на созидательную, но если присмотреться, то лучше всего ему удаётся упорядочивать хаотический мир.
Конечно, казалось бы, разобраться в этом могли бы помочь мифологические тексты, в которых
культурные герои предстают такими фармаками или «козлами отпущения».
Заметим, что первопредки –
культурные герои приходили к людям, принося им, кроме практических знаний, также и сведения о высших создателях мироздания.
Положительный
культурный герой всегда и всеми должен восприниматься положительно, отрицательный – отрицательно.
Это древняя функция
культурного героя.