Публичные молитвы по—латыни, посты,
культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.
Попытки понять механизм, по которому тем или иным святым делегируются определённые функции, занимают значительную часть всей литературы, посвящённой народному
культу святых.
Популярность
культа святых как политеистической религии способствует и возникновению новых имён и персонажей, не почитаемых официально как святые.
К нему постепенно присоединялись и церковные власти, прежде всего местные, затем иногда и центральные, соответственно с тем, как широко распространялся
культ святого.
Последние две работы косвенно затронули ещё один важный аспект народного
культа святых – существование в народной культуре квазисвятых, вымышленных, но почитаемых как святые.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: реинвестиция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одновременно он делает замечания о связи
культа святого с более древними обрядами, о пути развития этого культа, а также ряд крайне важных попутных замечаний о параллелизме, родстве или даже тождестве св.
Протестанты отвергали сам
культ святых и все практики спасения, которые были с ним связаны: молитвы перед изображениями, паломничества, вотивные (принесённые по обету – ex voto) дары.
Основная тенденция в этом направлении исследований заключается в попытке показать связь традиционной (не- или дохристианской) обрядности, культа языческих богов, сил природы или природных объектов с
культом святых.
Таким образом являлся
культ святого.
Вместе с тем неоднократно отмечалось, что связь почитания источников, деревьев, камней и проч. природных объектов с
культом святых – нормальная практика, которая может иметь собственные корни и мотивирована самыми особенностями фольклорного отношения к святости [van Gennep, 68; Макаров, 207-208; Макаров, Чернецов, 87–88 и др.].
Уж не те ли миллиарды людей, которые во всех почти странах, во всех почти религиях ощущали живую вседневную потребность в таких посредниках, что и сделало существование
культа святых психологически возможным?
Но почитание святых и мест их погребений никогда не приводило в исламе к тем крайностям, в которые часто выливался
культ святых и их иконных изображений в христианском мире.
На каком же основании и по какому праву будем мы навязывать такой личности участие в
культе святых?
Надо полагать, что некоторые крайности, излишества в
культе святых, которые он наблюдал у христиан, побудили его запретить своим последователям какие бы то ни было установления этого рода.
Так или иначе, проблематика
культа святых во всей её совокупности позволяет нам сформулировать несколько важных, узловых вопросов нашего исследования.
Но, с другой стороны, абсолютизирование
культа святых как общеобязательного неправомерно в такой же степени.
Для осмысления вопроса об эластичности нормы в области религиозных практик очень показателен
культ святых.
Он считал, что спасение достигается через веру, а не через заслуги, осуждал целибат священников и
культ святых.
Фома решительно отмежевал мистику от рационализма, и церковь монополизировала мистические способы постижения мира – через
культ святых, многие из которых были откровенными мистиками.
Особая функция
культов святых определялась формировавшимися вокруг них коммуникативными практиками.
Собственно говоря, одной из сверхзадач изучения
культов святых в рамках антропологически ориентированной истории и является выявление подобных различий.
Они предавали проклятью богатство и помпезность церкви, они ненавидели
культ святых и сопутствующую ему торговлю реликвиями.
При внимательном рассмотрении становится ясно, что
культ святых – это трансформированный культ предков.
Распространение
культа святых оказалось тесно связанным с деятельностью мистиков ислама – суфиев.
Очевидно, что менкабе имеют прямое отношение к
культу святых, который является важной составляющей так называемого «народного ислама».
Помимо передачи идеи о том, что такое послание было частью более высокой цивилизации, христианство включало, прежде всего, два фундаментальных аспекта: декларацию личной веры в основные тайны религии и визуальные и ментальные инструменты того же самого через мироздание,
культ святых, оформление некоторых таинств и совершение мессы.
Культ святых в исламе – в основном местного, доисламского происхождения; но прежних божков или христианских святых заменили исламские проповедники, сподвижники пророка, выдающиеся теологи.
Культ святого, покровителя цеха, и заботы о загробной судьбе умерших братьев играли в их деятельности главную роль, но наряду с этим преследовалась и другая цель – взаимная помощь при путешествиях (каждый ремесленник – соискатель звания «мастера», должен был совершить путешествие для приобретения знаний и опыта у своих коллег из других стран).
Зарубежные специалисты чаще своих российских коллег обращаются не только к конкретным сакральным памятникам, истории возникновения
культа святых, но и их влиянию на политическую идеологию.
Культ святых – сложный многогранный социально-религиозный институт, который включает в себя сакральный объект, религиозную обрядность при нём, паломничество с целью исцеления и устные нарративы, объясняющие святость места.
Так,
культ святых был во многом культом мучеников, мощей, т. е. мёртвых, и сама суть как героизма, так и святости во многом связывалась именно с претерпеванием сверх-мучений.
Имею в виду молитвы за усопших, которые постепенно начинают восприниматься как молитвы об их загробном благополучии, и
культ святых, одним из элементов которого было погребение усопших по близости от могил мучеников, предполагавшее возможность заступничества святого за лежащего неподалёку от него покойника.
Первый –
культ святых, мужчин и женщин, ведущих образцовую жизнь, начиная с мучеников, которые предпочли смерть отречению от своих верований.
Русский народ религиозно воспитан в
культе святых и святости.
Он приходит к выводу, что в рамках крестьянской (или «локальной») религиозности
культ святых мыслится прежде всего в категориях устной наррации (пересказы сюжетов сказания о святых), т. е. посредством того, что он называет «крестьянской герменевтикой»; напротив, для городских паломников фольклорная герменевтика не имеет большого значения, а главным является другое – коллективный обряд (богослужение и поход на священное озеро) и поиск «материальных носителей сакрального».
Однако наиболее непримиримо ваххабиты настроены против местного суфизма и связанного с ним
культа святых.
Само уничижение святых не обязательно могло быть явным и открытым, принимая форму официального развенчания
культа святого или особого ритуала «унижения святых», доходившего порой до прямого поношения и грубого глумления над ними.
Так что, с одной стороны, расцвёл
культ святых невинных младенцев, а с другой, в случае любой провинности, ребёнка наказывали; ведь если он плачет, значит, в него вселился злой дух, и он будет бит.
Распространённой практикой визуальной репрезентации
культов святых являлось размещение их икон и других сакральных образов в максимальном числе храмов и других мест соответствующих монастырей, о чём свидетельствуют их описи.
Предпринимая попытку классификации и распределения по разделам церковно-коммеморативных практик, автор имеет в виду то, что многие из этих практик находятся в неразрывном переплетении друг с другом, как, например,
культ святых, храмоздательство и иконопись, или храмоздательство и внутрихрамовое погребение.
Коммеморативная функция в данном случае осуществляется в рамках
культа святых и аналогична соответствующей функции алтарного посвящения.
Многое из традиционных языческих верований сохранилось и прижилось уже в видоизменённом облике в составе христианского мировоззрения именно благодаря отсутствию собственно христианского аналога (семейная и календарная обрядность, поверья и приметы, бытовая магия), многое нашло воплощение в христианских образах (
культы святых покровителей, священные места и пр.).
Изучение агиографии как источника сведений об исторических реалиях, равно как и о культурном и духовном мире её создателей и потребителей («аудитории») началось задолго до бума академических исследований
культов святых, понятых как «социальный феномен» в самом широком смысле этого термина.
У католиков
культ святых достиг неслыханного за много веков размаха и занял господствующее место в жизни как образованных классов, так и народных масс; чудеса помогали озарить мрак окружающего мира светом надежды.
Личностное развитие осуществлялось только внутри предписанной извне роли, определённого социального типа, зафиксированного в
культе святых.
Астрологические практики стали тесно переплетаться с религиозными обрядами и
культом святых.
Одним из «новшеств», вошедших в ислам, был
культ святых.
Одной из основных практик визуальной репрезентации
культов святых являлось оформление мест их упокоения в виде надгробных комплексов, состав которых не был унифицирован.
Культ святых как раз представлял собой канонизацию определённого типа поведения, образца, но при этом канонизированный образец никогда не выступал в качестве человека вообще.
Практики, подобные почитанию икон или
культу святых, являются «точкой пересечения» различных дискурсов и типов религиозности.