И всё же
логика науки становится сильнее, разрушая и одновременно созидая.
Методология осмысливает, эксплицирует
логику науки, способы её исследования, уровневые структуры знания и их соотношение с объективной реальностью.
Если признать это заключение логическим, то надо во всяком случае сказать, что оно противоречит всякой обыкновенной
логике науки.
Понять, что помимо историографической моды и внутренней
логики науки существует ещё и естественная тяга историка к оживлению прошлого, уходящая в седую древность нашей профессии, в те времена, когда мы действительно ещё не отделились не только от литературы или от богословия, но и от магии.
И
логика науки оказывается байесовской логикой, байесовским рассуждением (inference).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сухумский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он ставил задачу проанализировать проблемы собственно
логики науки, подразумевая при этом не формальные логические законы, а способы установления наукой таких конкретных сфер (объектов) и таких задач исследования, которые для них действительно правомерны, являются необходимыми и достаточными, потому что ведут к открытию новых закономерностей, т. е. содержательных научных проблем, а не только оформлению готовых результатов.
Полноценное понимание этой вероятностной природы
логики науки, байесовской рациональности случилось только в конце 20-го века, примерно с 1998 года по 2003 год, когда были опубликованы на эту тему книги и статьи E.T.Jaynes.
Для поверхностного наблюдателя научная истина не оставляет места никаким сомнениям:
логика науки непогрешима, и если учёные иногда ошибаются, то это потому, что они забывают логические правила.
Следует отметить, что позитивистская трактовка методологии науки означает редукцию философско-методологического уровня анализа познавательной деятельности, проявляется в вытеснении философии из науки, её замене
логикой науки, очищенной от «метафизических» проблем.
Данная книга стремится объединить две, казалось бы, противоположные области: строгую
логику науки и глубокие размышления философии, чтобы предложить целостное понимание одной из самых сложных и многогранных проблем, стоящих перед человечеством.
Эти новые идеи описывают
логику науки с её гипотезами и свидетельствами/экспериментами много точней, чем все предыдущие теории науки.
Осн. соч.: «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Критические исследования в области
логики наук о культуре» (1906), «О категориях понимающей социологии» (1913), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916–1919), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общест-во» (1921) и др.
Может быть
логика наук – логики философии быть не может и быть не должно.
Перейдём теперь к другому важному понятию
логики науки – к понятию теории.
Через
логику наука объясняет окружающий мир.
Без математической
логики науки оказываются бессильными перед многочисленными парадоксами и другими типами затруднений.
Парадигманаучная – система аксиом, норм, традиций, принципов организации
логики науки.
Появление
логики науки обеспечивает освоение теоретической концепции сообществом, способным принять соответствующие критерии новизны, доказательности и системности исследовательского результата.
Во-первых, для этого необходима теоретическая разработанность
логики науки в виде особого её раздела – наукоучения.
Центральной проблемой
логики науки становится структурализм.
Оказалось необходимым достижение условий особенно значительного воздействия науки на общественное развитие, чтобы в достаточной мере оценить детерминированность, в свою очередь, науки, целым комплексом социокультурных (социальных и общекультурных) факторов, накладывающих активный отпечаток на конкретную реализацию внутренней
логики науки.
Для этого научное сообщество создаёт особую предметную область – область
логики науки, наукоучения.