Это актуальнейшая задача современной
философии науки и прежде всего её общесоциологического предмета – философии ответственности.
Вот несколько примеров такого очень широкого понимания предмета
философии науки.
Предметом обсуждения в данном разделе учебника является
философия науки.
Одно из проявлений такого понимания
философии науки состоит в том, что она отождествляется со всем комплексомдисциплин, изучающих науку.
Поэтому постпозитивистов правильней будет считать творческими, самобытными преемниками и продолжателями позитивистской традиции
философии науки на новом и, в принципе, закономерном витке её развития.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зеброид — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
История и
философия науки знают различные концептуальные подходы к определению научности, зависящие от качественно-количественных характеристик развития самой науки.
Опираясь на эти положения, можно дать следующую характеристику
философии науки.
Последнее обстоятельство заставляет философию в XIX в. сформулировать два варианта качественно-количественной позиции и породить, соответственно, два направления
философии науки: позитивистское и диалектико-материалистическое.
Аристотель назвал
философию наукой «о наиболее общем».
Варианты определения предмета и функций
философии науки колеблются от признания её всеобщей теорией и методологией любого научного познания, ставящей и на уровне самого общего подхода решающей все стратегические задачи науки (эвристические, эпистемологические, гносеологические, парадигмальные, антикризисные, идеологические, праксиологические, аксиологические, иные), до полного и жёсткого разведения науки и философии по разные стороны демаркационной линии.
Ведь, согласно позитивистской
философии науки, в научном исследовании статус «причинных» факторов могут иметь только наблюдаемые и поддающиеся измерению явления, тогда как мотивы поведения – это ненаблюдаемое и не поддающееся измерению понятие.
Одни считают
философию наукой, другие – игрою ума, третьи, не соглашаясь с этим, дают иные определения, акцентируя внимание на различных формах мировоззрения людей, состоянии их души, интеллекта, личного опыта и т. п.
В то время я уже был психологом, но продолжал заниматься
философией науки и написал первую книгу по краткосрочной стратегической терапии.
Знакомство с этой книгой было для меня, молодого ассистента кафедры
философии науки, подобно удару электрическим током.
Большая часть последующих работ по
философии науки может быть прочитана как попытка справиться с вызванным этим открытием разочарованием.
Многие исследователи в области
философии науки указывают, что переход от классической к неклассической рациональности был вызван не только открытиями в естественнонаучной сфере, вызвавшими кардинальный пересмотр научной картины мира и повлёкшими фундаментальные изменения в мировоззрении в целом, но и разрушением устоявшейся духовной формации.
Несмотря на очевидные различия философских платформ, объектная и предметная области, основные задачи различных концепций
философии науки остаются неизменными.
Четвёртый период развития
философии науки (1940–1950).
Это смешение вопросов политической теории с вопросами
философии науки временами порождало путаницу и более чем лёгкое взаимное недопонимание среди тех, кто был вовлечён в дискуссии.
В этот период эволюции
философии науки появляется понятие о главной составной части научного знания – научной теории.
Конечно, он мыслит в рамках
философии науки 70-х годов, но соотносит свои построения с более широким мировоззренческим и культурным контекстом.
Он, как и многие другие представители
философии науки XX века, не был профессиональным философом, а пришёл в философию из области физической химии.
Вслед за эмпириками, он считал основой
философии науку, а основой самой науки – чувственный опыт, и считал, что инструментами и средствами опыта являются пять органов чувств человека…
Введённый им аналитический способ рассуждения стал основой для новой
философии науки и в, частности, медицины.
Существенно в то же время заметить, что ряд обращающих на себя внимание результатов, особенно важных и полезных в плане настоящей работы, достигнут в последние два десятилетия также в постпозитивистской западной
философии науки.
Соответственно, в
философии науки можно выделить различные разделы, в рамках которых наука рассматривается в тех или иных формах своего существования.
К тому же старания сделать
философию наукой нарушили её опору на личность.
Одна из задач
философии науки заключается в том, чтобы раскрывать сущность и значение науки как феномена культуры, как необходимого элемента жизни и развития общества.
Эта концепция нашла отражение и в отечественной
философии науки.
Современная
философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен.
Этот момент не означает необходимости признания множественности представлений, что в
философии науки всегда ассоциируется с недопустимым релятивизмом, но трактует единство как идеал, движение к которому никогда не завершается.
Что же даёт
философия науки человеку, который её изучает, не будучи специалистом в этой области?
Неслучайно поэтому, что и последняя незаконченная книга философа, которую мы и будем здесь разбирать, даёт изложение феноменологической философии на фоне более общей проблемы
философии науки вообще.
В этом смысле они противопоставляют себя традиционной
философии науки, предписывающей нормативную определённость научному знанию.
Между тем эта сторона – важнейший раздел
философии науки.
При этом главным препятствием оказывается непризнание философами
философии наукой наук или основанием (эпистемологией, методологией, гносеологией) всех наук.
Сравнительно самостоятельной областью исследований
философия науки становится в середине XIX века.
Сознание, включённое в сложные процессы современности, во всех его проявлениях остаётся в центре внимания
философии науки.
Из проблематики чувственного опыта выделяются специфические для
философии науки понятия: эмпирическое знание, наглядность, аналогии, научный закон, математика и т. д.
В учебниках по
философии науки теории познания, что, впрочем, естественно, больше нет.
Философия науки представляет собой философский подходк изучению науки: её сущности, статуса, ценности, динамики, закономерностей существования и развития; это философская рефлексия над наукой, характеризующаяся фундаментальностью, глобальностью подхода.
Утверждать это можно уже потому, что вопрос о цели науки в современной
философии науки остаётся не менее острым, чем на заре появления науки как особого вида человеческой деятельности.
Принцип учёта различных точек зрения был соблюдён и в соотношении взглядов на
философию науки авторов книги.
Философия науки ставит и решает проблемы, актуальные одновременно для всех частных наук (проблемы философского уровня) – онтологические, гносеологические, аксиологические, этические и др.
И хотя это не такой уж малый возраст для развития науки, тем не менее сами философы (не все, но большинство) упорно не хотят признавать
философию наукой и всячески стараются утянуть её в антинаучность.
С
философией науки тесно связаны дисциплины, изучающие научные процессы, т. е. различные аспекты развития научного знания, – социология науки, науковедение, наукометрия.
Поэтому
философия науки, особенно с конца XIX в., всё больше ориентируется на анализ естествознания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.
Отвечая на вопрос является ли
философия наукой необходимо иметь в виду следующие.
Философия науки пытается ответить на основные вопросы – что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют?