И хотя современную
аналитическую философию отличает сходство со средневековым мышлением, на некоторых её этапах первая даёт гораздо больше поводов к подобным обвинениям, нежели последнее.
Как мы увидим, онтологические концепции, предложенные в рамках
аналитической философии, не позволяют дать однозначного ответа на этот вопрос.
Однако этот интерес никогда не представлялся мне несовместимым с использованием методов
аналитической философии или с устойчивым интересом к западной философии и изучением её.
Он много читал и имел общие представления о разных областях знаний, в основном занимаясь
аналитической философией.
Вместе с тем сказанное означает, что в
аналитической философии особую остроту приобретает проблема истолкования и обоснования реализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: макальщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Все они, кстати, оказали весьма значительное влияние на становление
аналитической философии, равно как и феноменологии.
Мы сознательно обходим стороной, в частности, распространённую в англосаксонском мире «
аналитическую философию религии» (для ознакомления см.: Hick, 1990; Alston, 1991; Plantinga, 2000; Laube, 1999), которая за последние десятилетия коснулась многих вопросов основного богословия.
Философия истории в современном философском знании представлена, главным образом, такими направлениями, как критическая, рефлексивная и
аналитическая философия истории, для которых характерен значительный разброс философско-исторических построений.
Однако во всём этом массиве традиция
аналитической философии занимает место, далеко не соответствующее её реальному весу в современных философских исследованиях и среди издаваемых книг преобладают труды классиков, а не современных мыслителей.
Разумеется, эта проблема не ограничивается определением свободы; она возникает применительно к любому определению, и, с моей точки зрения, несомненная заслуга современной
аналитической философии состоит в том, что она указала на значение этой проблемы.
Однако подобный формальный подход, характерный для современной
аналитической философии права ещё ничего не говорит о природе самих феноменов права и морали.
Со стороны остранённо-научного –
аналитическая философия языка и разные другие современные дискурсивные пространства.
Российскому читателю он может показаться непривычным – из‐за его отчётливой ориентации на традицию англосаксонской
аналитической философии середины XX века.
Перевод будет полезен в первую очередь преподавателям и студентам философских факультетов, а также всем, кто интересуется
аналитической философией.
Их работы периода 1960-х и 1970-х годов вернули многие вопросы традиционной метафизики в поле зрения
аналитической философии.
Сосредоточение внимания на религиозном языке не воспринимается представителями
аналитической философии религии как концентрация исследовательского интереса лишь на одном, пусть и чрезвычайно важном, аспекте сложного и многогранного объекта.
Ситуация здесь отличается по сравнению, скажем, с областью современной
аналитической философии сознания.
Выше приведённая критика выбора профессии учителя говорит о том, что
аналитическая философия образования является разновидностью третьего позитивизма или неопозитивизма.
Благодаря работам в области
аналитической философии истории был существенно уточнён смысл «истории-знания», прежде всего с точки зрения особенностей метода.
Таким образом, Витгенштейном были поставлены вопросы, во многом определившие развитие
аналитической философии.
Ещё одной важной чертой
аналитической философии является её связь с эмпирическими данными.
Попыткой преодоления функционалистских парадигм стала
аналитическая философия («философия языка»), которая основывалась на критике «метафизики» функционалистских парадигм и вообще глобальных объясняющих философских систем.
Обусловленность слова и действия, понятия и его применения в практике в
аналитической философии нашло выражение в понятии «концепт».
Способом преодоления «метафизики» функционалистских парадигм становится в
аналитической философии изучение механизмов языка.
Овладение
аналитической философией способствует развитию высокой логической культуры, умению аргументировано обосновывать свою и критиковать чужую позицию, использовать разнообразные семантические возможности языка.
В то же время нельзя говорить о том, что сформулированные в рамках
аналитической философии представления о высокой степени генерализации и объясняющих возможностей исторического знания (хотя и отличных от естественных наук), стали абсолютно доминирующими.
Таким образом, гиперсетевая теория когнитома относится к теориям тождества, в западной
аналитической философии считающихся материалистическими.
Если
аналитическую философию можно считать типичным образцом рационального стиля философствования, то литературная философия представлена текстами философов экзистенциалистской ориентации.
Специфика
аналитической философии религии состоит в том, что она ограничивается исследованием религиозного языка и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности.
Определение проблемы смысла как ключевой при исследовании языка религии создаёт возможности как для типологического, так и для исторического членения
аналитической философии религии.
Основной же задачей
аналитической философии выделяется прояснение значений высказываний, что предполагает рассмотрение их формирования в повседневной речи, поскольку «предложения не могут изображать логическую форму, она отражается в них».
Методология, которую я считаю наиболее эффективной, – это методология
аналитической философии.
Это обкатанное в
аналитической философии внимание к языковым структурам открыло новые горизонты для понимания и обсуждения сложных вопросов бытия.
В то же время в своём изложении и рассуждениях он демонстрирует весь тот утончённый инструментарий мысли, которым славится англосаксонская школа
аналитической философии.
Целью учебного издания является объединение достижений
аналитической философии языка, герменевтики, структурализма, семиологии, психоанализа и антропологии и применение их методов для решения политических проблем.
Эта форма идеализма присуща и
аналитической философии второй половины 20 века.
Почему российскому читателю предлагается целая новая серия работ
аналитической философии при учёте полной перенасыщенности нынешнего отечественного книжного рынка и философской, и религиозной переводной литературы?
Поэтому
аналитическая философия есть философия классическая – в смысле продолжения античной, схоластической и нововременной философии.
Такие философские направления, как экзистенциализм, феноменология, персонализм, неотомизм и другие, гораздо ближе спиритуалистическому воззрению, чем сциентизму
аналитической философии.
Рациональный идеал в настоящее время отстаивает и так называемая
аналитическая философия, развивающаяся, прежде всего, в англоязычных странах.
Впрочем, в своих рассуждениях
аналитическая философия всё же зашла слишком далеко, сотворив из языка целое независимое царство.
В своих работах он успешно соединяет, с одной стороны, философский подход, свойственный
аналитической философии, а с другой – последовательную приверженность политической традиции классического либерализма.
Мы не можем и просто отмахнуться от данных нейронаук, и сейчас, как никогда раньше, они должны стать объектом
аналитической философии.
Эта концепция будет отличаться от концепции советского коммунизма, партократического, основанного на власти одной партии, или от материалистического понимания сознания в отдельных видах
аналитической философии.
Под знаменем же «лингвистического поворота» в гуманитарных науках и под руководством
аналитической философии всё более распространяется подход, связывающий проблему специфичности литературы не с фиктивностью предметов, а с фикциональностью дискурса о них.
Под правым крылом
аналитической философии я подразумеваю тех, кто осознаёт, что язык не есть нечто, что спускается с небес в готовом виде, и что необходимо исследовать функцию различных типов языка в общих рамках человеческой жизни и опыта.
В-третьих, поскольку в
аналитической философии центральными понятиями, выражающими отношение между языком и реальностью, оказываются понятия истины и референции, то встаёт вопрос о том, какое истолкование они получают и как они связаны между собой.
Читая классиков
аналитической философии и философии науки второй половины XX века, мы не всегда задумываемся о происхождении анализируемой ими проблематики, о том, откуда берутся те или иные подходы к анализу исследуемых проблем и иллюстрирующие их примеры.
Но достаточно предположить, что некая часть мира представляет собой нечто неисчисляемое, скажем, бесконечно неравномерно становящееся, а следовательно, меняющее свою идентичность, и строгие методы феноменологии или
аналитической философии оказываются перед ним бессильны.
Такое понимание науки сохраняется в современных американских университетах: в них господствует
аналитическая философия, в центре внимания которой находится логика.