Современная
философия религии пытается избежать крайностей субъективизма и иррационализма, сочетая субъективный идеализм с теологией.
Но не советую тебе преподавать императору
философию религии.
Растущий класс русской интеллигенции вёл лихорадочный поиск новой
философии религии, и зачастую обстоятельства оборачивались скорее комической, нежели трагической стороной.
Мы сознательно обходим стороной, в частности, распространённую в англосаксонском мире «аналитическую
философию религии» (для ознакомления см.: Hick, 1990; Alston, 1991; Plantinga, 2000; Laube, 1999), которая за последние десятилетия коснулась многих вопросов основного богословия.
Это может привести человека к изучению
философии религии или истории религии; но ни то, ни другое меня никогда сильно не интересовало.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пьезометр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Идеи индуизма обычно принимаются европейцами не в форме
философии религии, а в форме психологических или физических упражнений для улучшения здоровья или душевного состояния.
Благодаря этому уже «формируется некий наследственный предрассудок, и в отношении истинности религии не существует даже вопроса, т. к. наука и
философия религию исключают».
Однако, как мы понимаем, футуро-мистическое мировоззрение космистов противоречит формулам
философии религии и религиозных догматов, и при этом само может быть принято только на веру.
Умозрительная
философия религии приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию в жертву религии.
Большинство современных специалистов считают, что
философия религии должна изучать феномен религии через исследование религиозного сознания.
Однако и в синоптическом освещении проблем
философии религии не удаётся в полной мере сохранить идеологический нейтралитет и исключить влияние мировоззренческой и конфессиональной ориентаций религиоведа.
Философия религии стремится к абстрактной дефиниции религии, обобщающей признаки максимально широкого круга разнообразных культов и конфессий.
Изучение
философии религии логично начинать с освоения основных философско-религиозных понятий, знание которых помогает лучше вникать в историю религиозных учений и культов.
Отечественные религиоведы пока не достигли единогласия по вопросу о соотношении
философии религии и религиоведения.
Хотя между
философиями религий существуют значительные различия, все они согласны в том, какие благие качества людям нужно развивать.
Большинство сочинений по
философии религии начинается с попытки дать точное определение её сущности.
Доминирующим направлением в ранней новоевропейской
философии религии является либо изложение и подтверждение, либо критика теизма.
Во время обучения специализировался на кафедре истории и теории атеизма и религии (ныне называется кафедра
философии религии и религиоведения).
Философия религии является совокупностью философских установок по отношению к религии, осмысливающих её природу и функции.
Вопросами определения религии также занимается
философия религии.
Разумеется, ни один из намеченных путей
философии религии не оказывается полностью лишённым своего объекта в результате такого, пока ещё совершенно не исследованного разграничения.
Из-за этой практической вовлечённости
философия религии становится фактором огромного политического и культурного значения.
– Что именно различные виды
философии религии принимают в качестве доказательства для обоснования своей жизнеспособности?
Новейшая
философия религии обнаруживает несомненную наклонность построить религиозное миросозерцание без помощи каких-либо супранатуралистических воззрений и даже устранив их, как совершенно побочный мифологический элемент.
Этот формат является единым для философской теологии с другими брендами аналитической рациональной теологии, к которым относятся
философия религии, естественная теология и отчасти фундаментальная теология.
Спекулятивная
философия религии приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию в жертву религии.
Мне остаётся лишь более подробно остановиться на двух темах, а именно на доктрине трансцендентального идеализма и задаче
философии религии.
В большинстве
философий религии главное внимание вращается не вокруг высокоабстрактных и гипотетических мысленных построений, но вокруг формы и содержания существующих религиозных традиций.
Вместе с тем, он едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова, – только по вопросам эстетики он пока (насколько нам известно) не высказался в систематической форме, да по вопросам
философии религии он коснулся в разных своих произведениях лишь некоторых – преимущественно частных вопросов”.
Церковью, западным и восточным христианском, о чем подробнее говорится в эпилоге этой замечательной книги, адресованной не только узким специалистам в области
философии религии и христианской теологии, но и широкому кругу читателей, интересующихся историей античной, патристической и средневековой философии и теологии.
Последнее не могло не сказаться и на работе переводчиков, одной из главных задач которых был поиск терминологического аппарата, адекватного для передачи активно проникающей в российский контекст англо-американской традиции
философии религии и философской теологии, но все еще не устоявшейся в нем (в силу различных причин, обусловленных отчасти историческими обстоятельствами институционального и теоретического развития философских знаний о религии в отечественной науке).
По крайней мере ещё два фактора содействуют важности
философии религии.
Принимая во внимание огромный процент мирового населения, исповедующего религию или испытывающего её влияние,
философия религии выполняет охранительную роль в отношении человеческих взглядов и ценностей.
Это также представляет
философию религии как вырастающую из контекста бурных политических и общественных изменений, помогающих понять последующие столетия.
Другой причиной начать именно отсюда является то, что сегодня имеет место возрождение
философии религии того типа, который разрабатывался кембриджскими платониками.
Круг
философии религии значительно шире, чем теория познания, оправдание или критика религиозных верований и практик.
Я полагаю, что
философия религии успешнее рождается в сотрудничестве, и надеюсь, что данная работа окажется полезной в деле приобщения многих людей к ней.
Я предлагаю лишь некоторые подходы к этой области, которые, как надеюсь, поспособствуют будущим (в том числе и несогласным с моим) философским исследованиям и трактовкам
философии религии.
В настоящее время распространившаяся по всему миру широкая практика занятия
философией религии положила начало новой непростой эре как для истории философии, так и для занятий философией, так как учёные должны принимать во внимание важные теистические и нетеистические религиозно-философские традиции.
Во-первых,
философия религии часто осуществлялась в соотнесении с политикой и нравственностью.
Во-вторых, необходимо отметить в начале этой книги, что в произведениях XVII в. (как и в работах большинства средневековых авторов) границы, разделяющие теологию и философию, недостаточно ясны, и принятые нами параметры, определяющие
философию религии как подраздел философии, попросту отсутствуют.
В-третьих, формы, в которых реализовывалась
философия религии, были значительно более разнообразными, чем принятые в XXI в.
Я присоединил этот небольшой раздел к обозрению кембриджского платонизма для того, чтобы показать, как ранняя новоевропейская
философия религии сводила воедино науку и философию природы.
Это было привычкой с тех пор, когда уж очень он увлёкся
философией религий.
Но возможно, что именно здесь происходит тонкая и незаметная подмена
философии религией, поскольку очень часто философское презрение к смертипревращается в духовное желание избавиться от смерти, оставив неосмысленным сам феномен по существу.
Взаимоотношения философии и религии были сведены до подчинённости
философии религии, её служебной роли по отношению к теологии.
Преодолевая робость в отношении сакральных объектов, классическая
философия религии стремилась к объективному, рациональному и идеологически нейтральному описанию религиозного сознания, не принижая при этом учений иноверцев.
Вместе с тем в теоретических публикациях советских «научных» атеистов подчас проявлялось свободомыслие в форме отдельных элементов светской
философии религии.
Можно ли в
философии религии вывести обобщающую формулу, которая бы не только теоретически объясняла потребность в многообразии определений религии, но также вскрывала потаённый смысл каждой частной дефиниции в отдельности?