Этому способствует то обстоятельство, что на современном этапе область
философии истории характеризуется разнонаправленными, а зачастую и взаимоисключающими тенденциями.
Не вдаваясь в детали, можно отметить, что главное различие между гегелевской
философией истории и романтизмом лежит в разном понимании отношения возможного и действительного.
Хотя налоги подчас играли важнейшую роль в ходе развития цивилизации, я не собираюсь на этом основании утверждать, что налогообложение способно стать основой новой
философии истории.
Признавая центральным предметом
философии истории личность, историософистика предоставляет объединение действию слепой силы.
Именно здесь лежит принципиальное различие между реставрацией и консервацией – антагонистами в смысле
философии истории и этики в плане права на вмешательство в артефакт.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: контратипирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Они вносят его также и в проблемы
философии истории.
Конечно, теоретическая «агрессивность» современной
философии истории вполне объяснима, учитывая постмодернистский вызов, отказывающий философскому исследованию истории в способности к построению связных концепций исторического развития.
Зато, если верить философам, точка зрения
философии истории «является более широкой, чем точка зрения истории».
Данный подход к анализу проблемы понимания распространён в основном в контексте исследований по методологии науки, в частности в западной
философии истории [14].
Те современные учёные, которые склонны фокусироваться только на одной причине войны (например, религиозные идеалы или социально-экономические причины), на самом деле навязывают источникам свою собственную
философию истории.
Точно так же
философия истории может помочь страждущему человечеству начала XXI столетия обрести себя в новых исторических реалиях, извлечь уроки из прежних исторических событий.
Некоторые полагают, что в один ряд с историософией и
философией истории можно поставить также метафизику истории.
Как бы там ни было, но
философия истории появилась намного позднее, чем сама философия.
Такова впечатляющая своим масштабом картина развития человечества как процесса исторического становления и осуществления конкретных «больших» культур как типов единой мировой культуры в гердеровской книге «Идеи к
философии истории человечества».
Утверждения о едином субъекте исторического развития, а также попытки наделить историю универсальной конечной целью, а тем самым и имманентным смыслом, придав ей, таким образом, телеологический, одномерно-линейный характер, нашли своё окончательное воплощение в гегелевской концепции
философии истории.
По мере развития христианства происходит развитие христианской
философии истории.
Благодаря работам в области аналитической
философии истории был существенно уточнён смысл «истории-знания», прежде всего с точки зрения особенностей метода.
Таким образом, основной проблемой
философии истории является проблема становления всемирной истории человечества, анализ тернистого пути возможной интеграции людей в планетарную общность, прогноз судеб единого человечества, поджидающих его опасностей и альтернатив дальнейшего развития.
Важнейшей задачей
философии истории является постановка общеметодологических проблем исторического познания.
Основные сочинения: «Основные вопросы
философии истории» в 3 томах (1883), «Историко-философские и социологические этюды» (1895), «Роль идей, учреждений и личности в истории» (1895), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение в изучение социологии» (1897), «Типологическая и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории» (1905), «Общие основы социологии» (1919), «Основы русской социологии» (1919) и др.
Тогда эта пророческая руина поведает вам все судьбы мира, и это будет для вас целая
философия истории, целое мировоззрение, больше того – живое откровение.
На этой идее основывалась вся русская
философия истории до середины XX в.
Как и в предыдущие полтора столетия, такой смысл «истории» присутствовал в первую очередь в работах по субстанциальной
философии истории.
На основе
философии истории делается попытка осмыслить предсказываемые в пророчествах события.
Так, от первого вида
философии истории мы приходим ко второму.
– Школа
философии истории и мистического восприятия приветствует своих новобранцев. Сегодня вы узнаете историю нашей школы.
Философия истории представляет собой философскую интерпретацию исторического процесса, исследование тех общих схем и тех идей, которые лежат в основе исторического мышления, независимо от его предмета и периода.
Появляются новые идеи и теории (например, разработка французскими просветителями идеи социального прогресса), которые ложатся в основу дальнейшего развития
философии истории.
Центральной категорией критической
философии истории является категория понимания.
Особое место в средневековой
философии истории занимает эсхатология– учение о конце света.
Это значит, что универсальная история без принципов
философии истории будет несовершенной, можно сказать «догматической», в том смысле, что она не критически установит свой принцип единства,т. е. «произвольно» поймёт это единство, и следовательно, может субъективное мнение выдавать за нечто присущее самой действительности.
Именно
философия истории становится полем пересечения валюативной (ценностной) и рефлективной (сугубо научной) ветвей философствования.
В этом вопросе у исследователей истории
философии истории практически нет разногласий.
В рамках самой истории философии чрезвычайно близко приближаются к этому вопросу труды о жанровом своеобразии истории философии, он затрагивается в работах по французской традиции
философии истории философии, в том числе по философской историографии постструктурализма.
Разрыв между вечным и временным, между прошлым и будущим есть величайшее заблуждение сознания, служащее препятствием на пути создания подлинной
философии истории.
Именно
философия истории способна установить источники, природу и функции таких форм взаимодействия, как война, торговля, культурный обмен.
Общая убеждённость в разрешимости исторических событий в отношениях между людьми, безусловный отказ от предположения о наличии каких-либо индивидуальных духовных потенций, действующих в исторической жизни (пусть и при посредничестве людей) и представляющих собой аналог виталистических факторов биологии, обусловили и заметное отсутствие крупных попыток
философии истории в эпоху историзма.
Культивируемая в нашем обществе в минувшем веке
философия истории породила и укрепила в сознании просвещённых его слоёв убеждение в независимости исторического процесса от каких бы то ни было религиозных представлений.
Первый слой, как правило, существовал, будучи вплетённым в социально-философские интерпретации жизни человека, составляя один из основных элементов
философии истории.
Спекулятивная
философия истории была обвинена в получении псевдознания о прошлом.
Он проявился в отказе от системности концепции мировой истории, в отрицании за историей звания полноценной науки (известное противопоставление наук о природе и наук о духе, выдвинутое в германской неокантианской
философии истории начала XX в.), отрицании сравнительного метода как способа познания общественных закономерностей и явлений (как идиографических – неповторимых и уникальных), наконец, в отсутствии единых критериев доказательности в гуманитарном познании.
Философия истории изучает мотивации поступков участников этих событий, что им двигало и зачем он совершал поступок.
Роман-эпопея по самой жанровой своей природе «замешан» на глобальной концепции того рода, которые принято называть
философией истории, на концепции объёмной, универсальной, опирающейся и на постижение потаённых пластов души человека, и на знание национальной психологии, и на эрудицию в вопросах собственно исторических.
Книга посвящена
философии истории сталинизма.
Но человек в своей настоящей жизни не только тогда, когда он строит
философию истории – он редко этим занимается, – но и во многих духовных актах своей жизни находит истинную реальность великого исторического мира через историческую память, через внутреннее предание, через внутреннее приобщение судеб своего индивидуального духа к судьбам истории.
Он утверждал, что «философия общества возможна только в форме
философии истории», а «изначальные стадии человеческого прогресса» могут быть реконструированы только на основе «законов человеческой природы», так как эти стадии не оставили никаких прямых свидетельств.
Конечно, мы ни на секунду не отступим от нашей марксистской
философии истории, мы знаем, что всякая личность, в том числе и личность монарха, закономерна, ей не принадлежит определять, социологически говоря, ход событий, но мы всё-таки вряд ли предполагали всё то количество глупости, подлости, которое наделали на своих тронах эти господа.
История представлялась мне наполненной преступлениями и ложью, хотя я и признавал смысл истории и
философию истории считал своей специальностью.
Более того, в этом шедевре всё тем же экономичнейшим образом не только воспроизведено движение истории, но даны и два типа
философии истории – принадлежащий XVIII («оборот во всём кругообразный») и XIX веку («всё новое кипит, былое истребя»).
Теория антропогенеза естественным образом включает в себя историю, что позволяет на основе общей логики дать, как мне кажется, новое понимание смысла и содержания
философии истории.