Важнейшим этапом становления российской
философии культуры стали споры западников и славянофилов в 30-60-е гг. XIX в.
В их трудах нередко затрагивались проблемы
философии культуры.
Свои варианты
философии культуры создали все крупнейшие направления в западной философии XX в.
Автор твёрдо уверен в том, что основой обучения должен стать исторически сложившийся корпус ведущих концепций
философии культуры, которому будет подчинён современный категориальный аппарат соответствующей дисциплины.
Серьёзное влияние на становление российской
философии культуры оказали западники и славянофилы в 30-60-е гг. XIX в.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: водогрязеторфопарафинолечение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Затем начинает складываться
философия культуры как исследовательская область.
В этой сфере особое место занимает
философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.
На сегодняшний день западная
философия культуры занята поисками новых путей развития.
Философия культуры оказалась в условиях господства марксистского учения и диктата коммунистической идеологии.
Здесь серьёзная роль отводится
философии культуры, которая при помощи свойственных философии методов и понятий ищет ответы на вопросы, касающиеся создания теории культуры.
После 1917 г.
философия культуры подверглась марксистскому и коммунистическому влиянию.
Учебники по
философии культуры нужны в самых разнообразных версиях, чтобы в процессе проб и ошибок выявлять удачные решения.
Польза
философии культуры возможна и там, где современные конфликты в явной или скрытой форме содержат установки, идеи и мифы, которые поддаются анализу.
Способы расшифровки этих сообщений подсказывает нам идейный ресурс, накопленный
философией культуры.
Этим должна быть показана многоаспектность
философии культуры как гуманитарной дисциплины.
Учебник стремится представить
философию культуры как единый вектор мысли с весьма неслучайным сюжетом развития и поэтому должен читаться как текст, связанный в целое не авторским усилием, а историей предмета.
Теоретические разработки учебника основаны на том, что, с точки зрения автора, предмет
философии культуры есть смыслообразующая деятельность, объективированная в артефактах.
Причём существенной для учебника является спецификация
философии культуры как связи императивов духовной культуры и природной среды через создание символической среды как медиума.
Одна из главных задач
философии культуры, как полагает автор, состоит в построении функционально-значимой теории динамики культурных форм: без них малоэффективны традиционные герменевтические и каузальные объяснения механизмов культуры.
В основу неокантианской
философии культуры легла аксиология (философское учение о ценностях).
Культурология, обладая интегративным характером (возникла на стыке
философии культуры, культурной антропологии, социологии, этнологии, психологии и истории культуры), обладает и разнообразием методов.
Ниже будет представлена долгая и богатая история развития культурфилософских идей, но – при всём том – у
философии культуры практически нет фундамента общепризнанных аксиом, методов и достижений (в той мере, в какой ими располагают, скажем, социолог или лингвист).
Философия культуры неплохо учит разоблачать те формы культуры, которые выдают искусственное за естественное, а естественное – за этическое, моральное, а значит, она учит не обманываться речами различных проповедников вражды или ложной солидарности.
Для современной отечественной
философии культуры достаточно традиционен деятельностный подход.
Традиция, положившая в основание культуры человеческую свободу, и сделала возможной появление
философии культуры.
Увидеть в его
философии культуры действительные многомерные побуждения для конкретных исследований пожелали, кажется, немногие.
Рассмотрение музыки в предметной области
философии культуры может показаться не самой подходящей областью культурного опыта для интеллектуальной рефлексии.
Таковы философия неокантианства и философия жизни, с которых началась современная
философия культуры, или фрейдистская философия.
На фоне развития религиоведческой и культурантропологической науки в XX в. значительным прогрессом явилось возникновение его теории мифа, которая открыла перед религиоведением и
философией культуры новые горизонты.
Иное дело – с позиций
философии культуры можно и должно решать вопрос о том, каковы место и роль художественного гения или нравственных постулатов в прогрессе общества как целостности.
Поэтому задачей
философии культуры может стать поиск автономных форм исследования условий человеческого существования.
Свою версию
философии культуры имеют такие авторитетные направления мысли как феноменология, психоанализ, герменевтика, структурализм и др.
Философия культуры даёт культурологии в целом и теории культуры в частности методологический инструментарий для исследований, «она является посредником, методологическим координатором усилий, предпринимаемых науками, в том числе и культурологией, в познании, в изучении культуры» (с. 21).
Цель этой книги – представив одно из возможных описаний постмодернизма как направления
философии культуры, критически проанализировать все существующие варианты концепций внутри дискурса постпостмодернизма, чтобы в итоге определить, могут ли какие-то из них претендовать на упразднение постмодерна как языка описания актуальной культуры.
Философия культуры изучает сущность, цели и ценности культуры, пронизывающей все социальные сферы.
Однако, поскольку постмодернизм в данном случае ограничивается эстетическим пониманием, нужно попытаться осмыслить его более полно – в контексте
философии культуры как таковой.
На сегодняшний день
философия культуры ориентирована на рассмотрение прежде всего локальных аспектов взаимоотношений «человек – культура – природа».
Другой приоритетной областью для представителей указанного направления явилась
философия культуры.
Философия культуры начинается с предположения, что мир человеческой культуры не является просто агрегатом бессвязных и обособленных фактов.
На протяжении XIX–XX вв. в рамках
философии культуры сложился ряд оригинальных школ и направлений, разрабатывавших проблематику оснований культурной творческой деятельности человека, проблем духовной жизни и символотворчества.
Логико-понятийный аппарат этих трёх наук стал основой понятий
философии культуры.
Таким образом, философия – это наука о «нормальном сознании» и, следовательно, одновременно
философия культуры.
С этим связано, как видно, и её образование – ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства), где литература была так же законна, как эстетика, как другие искусства, где давалась
философия культуры и прививалось целостное её восприятие.
Софисты создают настоящую
философию культуры, хотя и не пользуются привычной для нас терминологией.
Мы знаем такие философии, что прекрасно решают свои задачи без специальной
философии культуры (как уже названные выше или, скажем, многочисленные варианты позитивизма, ранняя феноменология, прагматизм и т. д.).
Названная «линия» абстрактно-философского осмысления культуры исторически завершилась (и, я думаю, логически исчерпала себя, своё отвлеченно-имманентное «качество») в «специальной»
философии культуры неокантианства, обосновавшей онтологически особый, сверхнатуралъный и человечески всеобщий статус культуры (= её сущность) как целесообразно организованного универсума реализованных человеческой деятельностью и её продуктами ценностей.
На протяжении развития средневековой и новоевропейской
философии культура (просвещение, образованность, воспитание, цивилизация) оставалась одной из ключевых проблем философского осмысления человека.
В XIX столетии на волне развития исследований по проблемам различных культур (как исторически бытовавших, так и современных традиционных), по проблемам символической организации человеческого мира
философия культуры становится самостоятельной областью философской рефлексии, предметом которой являются человек и создаваемый им символический мир.
Философия культуры здесь стоит в одном ряду с философией науки, философией истории, философией техники, философской антропологией.
Либо
философия культуры должна заниматься выработкой проекта идеальной культуры, либо ей следует ограничиться пониманием исторически существующей культуры.