Коллизионные нормы отражают, с одной стороны, существование различий и многообразие правопорядков государств, а с другой – взаимодействие
национальных правовых систем государств.
Различия в нормах
национальных правовых систем, применяемых к внешнеторговым сделкам, порой весьма серьёзно осложняют процесс заключения и исполнения коммерческих договоров.
Отныне подобные деяния влекли за собой уголовную ответственность, хотя в рамках
национальной правовой системы не считались преступными и совершались безнаказанно.
На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние
национальные правовые системы.
Таким образом, договорные нормы продолжают жить в составе
национальной правовой системы, сохраняя свою международно-правовую природу и содержательную структуру.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поупражнять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Единство мира делает необратимыми процессы сближения
национальных правовых систем на основе взаимодействия с системой международного права.
После трансформации, включения в
национальную правовую систему сохраняют свою автономность.
Это политические и правовые теоретики хотят, чтобы мы верили в то, что
национальные правовые системы устроены именно так, как описано выше, а не так, как они выглядят на деле.
Во всяком случае, в
национальных правовых системах власть суверена, о котором говорят теоретики, является более или менее неоспоримой, что позволяет ясно видеть, откуда проистекает право и как оно создаётся.
Формулирование норм, включённых в этот свод, осуществлялось на основе анализа доктрины и действующего законодательства, включая практику его применения, и выявления наиболее приемлемых общих подходов, имеющихся в различных
национальных правовых системах.
Во-первых, нужно заметить, что вопрос о различных вариациях заимствования иностранного права оказался к настоящему времени достаточно подробно разработан в российском правоведении – в рамках проблемы рецепции права (трактуемой как неотъемлемый инструмент развития
национальной правовой системы).
Концепция современного уголовного права большинства стран континентальной системы права базируется на идеях примата общечеловеческих ценностей (фактически – международных) над национальными, а следовательно, подчинения
национальных правовых систем праву мирового сообщества.
Применительно к коллизионно-правовому методу в настоящее время можно говорить о противоречии между содержанием правового регулирования коллизии
национальных правовых систем, т. е. тесной связью применимого права с существом регулируемых отношений, и формой правового регулирования, т. е. использованием традиционных жёстких коллизионных привязок, отличающихся однозначностью и определённостью.
Последние (ярким примером таковых выступает привязка «тесной связи» (close connection)) обеспечивают максимальную степень притертости
национальной правовой системы и регулируемого ею общественного отношения частного характера, осложнённого иностранным элементом.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что коллизионные привязки, сложившиеся на протяжении столетий и воспринятые многочисленными
национальными правовыми системами (например, lex venditoris– в отношении договоров купли-продажи, lex rei sitae– в отношении договоров, связанных с недвижимым имуществом), выступают в качестве индикаторов выявления наиболее тесной связи договора с той или иной правовой системой, однако сам процесс такого выявления находится в полной зависимости от усмотрения юрисдикционного органа – суда или арбитража.
Только понимание отдельных конструкций и институтов международного налогового права с учётом их исторического развития может вывести на тот уровень владения проблемой, когда
национальная правовая система перестаёт выступать исключительно в качестве потребителя «плодов», порождаемых иностранными юридическими доктринами; она будет в какой-то степени способной оказывать и обратное влияние на общие тенденции развития международного налогового права в глобальном измерении.
Помимо этого следует учитывать ещё и особенности
национальной правовой системы международного частного права, которая может быть обусловлена факторами, лежащими за пределами собственно коллизионного регулирования.
Объективность и высокая общественная значимость спектра проблематики международной торгово-экономической интеграции требуют должного выражения в позитивном праве (как на международном уровне, так и в
национальных правовых системах государств) вопросов, сопряжённых с развитием международного торгово-экономического сотрудничества, что в свою очередь определяет необходимость развития соответствующего теоретического базиса.
От понятия конституционного права как ведущей отрасли
национальной правовой системы следует отличать понятие конституционного права как науки.
Во-первых, указанный способ не способствует достижению единообразия разрешения одинаковых по содержанию правовых споров или других конфликтных ситуаций между контрагентами в судах различных государств, так как нормы
национальных правовых систем могут по-разному подходить к регулированию одних и тех же отношений.
В демократическом государстве необходимо, чтобы национальный закон, международные источники регулирования частноправовых отношений как элементы
национальной правовой системы были доведены до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан.
Кроме того, в рамках так называемого парцеллярного монизмапарадоксально дуалистически (sic) сохраняется принципиально качественная двойственность, «антагонизм» между, с одной стороны, международно-правовой частью
национальной правовой системы со статусом автономности, т. е. невозможности изменения, отмены в одностороннем властном порядке и, с другой стороны, всей остальной частью системы, т. е. внутринациональным правопорядком!
Вместо этого в работе мы находим только теоретическое обоснование закономерностей правового регулирования социальных отношений, вытекающих из отражения
национальных правовых систем друг другом, что в целом не даёт объективного представления о закономерностях их взаимодействия.
Вместе с тем этот процесс требует решения ряда проблем, обусловленных несоответствием международных рекомендаций принципам
национальной правовой системы.
Не случайно со второй половины XX в. в мире чрезвычайно остро стал вопрос о реформировании
национальных правовых систем, законодательства, юстиции.
Практически, по сути, изначально, обычно, а ныне повсеместно и национально-конституционно все международные договоры включаются (трансформируются) в состав соответствующих
национальных правовых систем государств-участников.
Заимствование правовых категорий и технологий, устоявшихся и доказавших свою эффективность и полезность в рамках зарубежных
национальных правовых систем – столь же обычный процесс, как и включение в собственный язык иностранных слов и так называемого «новояза».
Пример обычая в практике отношений государств, позднее закреплённого в международных соглашениях и нормативных актах
национальных правовых систем, – освобождение от уплаты налогов иностранных дипломатических миссий.
Существуют и такие способы определения применимого права, как использование при формулировании прав и обязанностей сторон выражений и терминов, свойственных определённой
национальной правовой системе.
При этом международное право отнюдь не «поглощает» как бы в себе отдельные
национальные правовые системы, и таким образом не образуется единая, мировая правовая система.
Так же, как «юридическому факту, имеющему место за границей» нельзя придавать более широкое значение, поскольку такое значение выйдет за рамки понятия «юридического факта», установленного
национальной правовой системой, так нельзя и говорить о наличии особого элемента в отношениях, регулируемых международным частным правом, поскольку это будет противоречить общему учению о структуре правоотношения.
Дальнейшее развитие в рамках
национальных правовых систем частного права, его упорядочение, кодификация преследовали прагматические цели, которые не всегда совпадали с концептуальными началами, определявшими принадлежность норм к частному или публичному праву.
Во-первых, европейское право и
национальная правовая система исходят из того, что исполнение судебного решения является составной частью судопроизводства, процесса.
Речь, по существу, шла о создании некого международного гражданского кодекса, с помощью которого можно было преодолеть различия
национальных правовых систем.
При рассмотрении вопросов реализации международных договорных обязательств в
национальных правовых системах анализируются установленный государством порядок взаимодействия национального права и договорных норм, используемые на национальном уровне способы реализации международных договорных обязательств, место, которое отводится международным договорам в иерархии источников во внутригосударственном праве, включая их статус и соотношение с конституцией и обычным законодательством, возможность самоисполнимого действия и непосредственного применения договорных норм во внутригосударственной сфере, формы участия субъектов и административно-территориальных образований государств в реализации государством международных договорных обязательств, а также возможное влияние конституционных или иных судов, если они уполномочены осуществлять последующий конституционный контроль, на реализацию таких обязательств.
Так, в плане определения соотношения международно-правовых норм и
национальных правовых систем сложилось два подхода.
Действительно, многие прогрессивные наработки впервые возникают именно в международной сфере и уже впоследствии заимствуются
национальными правовыми системами.
Название предмета в данном случае противоречит его функции, поэтому более уместное название данной категории норм – «антиколлизионные нормы», поскольку их целью является предотвращение столкновения
национальных правовых систем.
Цели сближения национального законодательства,
национальных правовых систем провозглашаются во всех учредительных и большинстве иных мало-мальски значительных документах.
Объективно при разработке методологии исследования социальных систем, к которым в реальной действительности относятся
национальные правовые системы, возникает необходимость изучения закономерностей правового регулирования их взаимодействия как с точки зрения их системообразующих сущностных свойств, так и с точки зрения их структуры, подсистем и элементов.
Но это знание, являясь базой для более глубоких исследований, всё же не может дать истинное представление о сути самих явлений, о закономерностях правового регулирования взаимодействующих
национальных правовых систем, определить место тех или иных институтов международного частного права как правовых явлений в правовой системе.
При этом, как представляется, необходимо отграничить понятие эффективности в праве от понятия эффективности в национальном праве, в конкретной
национальной правовой системе.
Понятие эффективности в каждой
национальной правовой системе носит исторически и культурно изменчивый характер, а в ряде правовых систем вообще не актуально либо лишено специфической смысловой нагрузки.
Он не всеми приветствуется: бытует мнение о нецелесообразности прямых параллелей между институтами римского права и подобными современными институтами
национальных правовых систем; якобы анализ целесообразно проводить лишь в пропедевтическом аспекте [4].
Интернациональные свойства английского языка способствуют экспорту английских традиций толкования, их имплементации
национальными правовыми системами и международным правом.
Семья или «система» общего права (Common Law System) является одной из самых распространённых, старейших и влиятельных правовых систем современного мира, – по своим основным параметрам, включая географические (охват
национальных правовых систем в разных регионах и частях мира), культурные (распространение на страны с различной политической и правовой культурой), исторические и иные факторы.
При этом признание международного права источником
национальной правовой системы, а также определение правил разрешения коллизий между национальными и международным правом закрепляется в национальном законодательстве.
Данное определение предполагает использование в качестве базового уровня сравнения уровень
национальных правовых систем.
Это особенно важно для констатации образования новых
национальных правовых систем, права сообществ и т. п.
Система общественных отношений представляет собой сложное взаимодействие всех её элементов безотносительно к типу правовых систем и разновидностям
национальных правовых систем.