Многие психологи внесли свой вклад в разработку проблем
нравственного развития личности.
В следующих главах мы обсуждаем ход и сложности процесса
нравственного развития детей, рассказы из жизни, опыт некоторых родителей и воспитателей, наблюдения и открытия психологов.
Первая главапосвящена теоретическому анализу проблемы
нравственного развития человека.
Чем ниже уровень
нравственного развития общества, тем больше усилий требуется при нравственном воспитании подрастающего поколения.
Первой стадии
нравственного развития соответствует первый тип отношений – нравственный реализм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ламельный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наконец, самое важное, без свободы слова немыслимо свободное развитие науки,искусства, философии, религии, немыслимо, следовательно, духовное и
нравственное развитие народа.
Несмотря на разноаспектность исследований, ряд проблем
нравственного развития остаётся нерешённым.
Познавательный и мотивационный аспекты
нравственного развития могут не совпадать, что и проявляется в разрыве между вербальным и реальным поведением в ситуации морального выбора.
Идея
нравственного развития немыслима без идеи верховной цели, которая должна осуществляться этим развитием.
Положение об определяющей роли обучения в развитии ребёнка как фундаментальная позиция отечественной психологии и педагогики относится и к области
нравственного развития дошкольника.
Мейнстрим – это художественное произведение, в котором главную роль играет
нравственное развитие героев.
Итак, всё вышеизложенное позволяет выделить четыре основных аспекта изучения
нравственного развития личности.
Развитие нравственного сознания представляет собой, по сути, превращение одних качественно своеобразных форм
нравственного развития в другие, более совершенные.
На всех ступенях
нравственного развития женщина употребляет известные приёмы, могущие, по её мнению, возвысить её красоту, с целью возбуждения симпатии мужчины.
Не надо забывать, что наши испытуемые стоят лишь на пороге
нравственного развития.
Мы предложили понятие «продуктивное неподчинение» – мирное несогласие с законами, нормами или требованиями властей, которые могут помешать
нравственному развитию общества.
Иногда мы заменяем его на более простое «подросток», учитывая то, что степень
нравственного развития конкретного ребёнка в диапазоне 10–15 лет, как выяснили психологи, не определяется календарным возрастом.
Чтобы взаимодействие одного человека с другими людьми оптимально способствовало
нравственному развитию личности, оно должно, по нашему мнению, от начала до конца отвечать принципу требовательности к другому человеку и уважения к нему.
Царившая там атмосфера высоких умственных и духовных интересов способствовала интеллектуальному и
нравственному развитию молодой девушки, поддерживая в ней «природное чувство справедливости, укреплённое впечатлениями детства, проведённого в свободной стране».
Сейчас, впрочем, скажу, что искусство руки – столь же точный показатель уровня нравственности, как и другие способы выражения; во‑первых, безусловно точный показатель нравственности самого художника, а во‑вторых, точный, хотя и искажённый разными вредными влияниями, показатель
нравственного развития той нации, к которой художник принадлежит.
Периодизация
нравственного развития личности.
Она возникает в процессе
нравственного развития человечества и, вероятно, связана с потребностью в превосходстве.
Институтки в качестве воспитательниц и учительниц, как своих, так и чужих детей, очень долго имели огромное влияние на умственное и
нравственное развитие целого ряда поколений.
Он связал разработанные им физиологические принципы с вопросами духовности, сформулировал несколько общих законов
нравственного развития человека, становления личности.
При таких условиях
нравственного развития и общественного устройства черкесских племён народное богатство их весьма незначительно.
Выражаясь современным языком, основой
нравственного развития личности должен быть специально организованный «поведенческий тренинг», формирующий определённые привычные стереотипы поведенческих реакций на социальное окружение.
Вся наша нравственная жизнь, все
нравственное развитие отдельного человека и всего человечества предполагает такой абсолютный идеал, без него жизнь была бы лишена всякого смысла.
Для перспективной линии
нравственного развития педагогов организаторы создавали атмосферу сотрудничества и радости.
Но законы внутреннего
нравственного развития личности, с одной стороны, а с другой – возвышенная связь истин богословия не вошли в сознание религиозной жизни западного христианского мира.
От этого зависит
нравственное развитие наций, а также этическое развитие отдельных людей.
Эта чистая, нравственная область материнства требует, несомненно, и высокого
нравственного развития женщины.
Резюмируя, несколько (всего девять!) общих размышлений: стоит ли помышлятьоб опасности перелома(слабости) идеологии народного бытия(далее – народная идеология) как мировоззрения масс и средства миропонимания ими окружающей действительности, являющейся феноменом
нравственного развития«жизненного процесса» цивилизации народа, лишь затем украшенного всевозможными надстроечными особенностямии почему?
И вот эти-то люди, которые «борются с семейным насилием», пытаются внушить нам, что их концепция – это вершина
нравственного развития.
Зато учитель-маг, который следил за умственным и
нравственным развитием будущих вождей, души во мне не чаял.
Очевидно, основной целью любого обучения в обществе ноосферы является обучение методам организации мышления, а стратегической целью всех видов просвещения и обучения является воспитание потребности – желания обучения, стремления к познаниюобъективного мира как основной социальной доминанты духовного
нравственного развития человека, как его основной жизненный интерес.
Воспитателю необходимо помнить, что
нравственное развитие должно происходить не только во время игры или занятия, а постоянно.
Общество, общественное развитие есть необходимое орудие
нравственного развития человеческой личности.
Чтение поэтических произведений способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и
нравственному развитию малыша, формирует его как личность.
Нравственное развитие тесно связано с различными психическими процессами.
Нельзя делегировать их
нравственное развитие формальному образованию или даже религиозному воспитанию.
Вопросы
нравственного развития личности сохраняют свою насущность на протяжении длительного времени.
Все предложенные методики прошли апробацию и являются адекватными для диагностики
нравственного развития личности.
Таким образом,
нравственное развитие рассматривалось как становление обобщённых черт или качеств личности, например честности.
Теоретическое осмысление
нравственного развития личности в психологии представляет собой перенос в эту сферу понятий и представлений, выработанных в других областях человекознания.
Вторая стадия
нравственного развития предполагает отношения кооперации, построенные на равноправии и взаимном уважении всех участников.
Однако по мере того, как человек взрослеет, его
нравственное развитие делается всё более независимым от возраста.
Второй период – это период собственно
нравственного развития ребёнка.
По его мнению,
нравственное развитие можно условно разделить на доморальный уровень и собственно моральный уровень.