Таким образом, в конечном счёте формирование
общества кочевников определялось теми же тремя факторами, что и формирование общества земледельцев: географический фактор предопределял скотоводческие занятия обитателей степей, технологический фактор (создание усовершенствованного уздечного набора) обусловил развитие всадничества и кочевание, а демографический фактор в сочетании с высокой мобильностью способствовал появлению обычаев военной демократии.
Поэтому для того, чтобы понять механизм социального синтеза, необходимо кратко проанализировать, каким образом географический фактор (вместе с другими факторами) формировал общество земледельцев и
общество кочевников.
Географический фактор является формообразующим,он участвует в формировании обществ земледельцев и кочевников, а в дальнейшем его влияние проявляется в процессах социального синтеза, которые начинаются после завоевания земледельческих
обществ кочевниками.
Суммируя данные исторических источников и археологических раскопок, можно прийти к выводу, что для
общества кочевников были характерны: малая продолжительность жизни людей, высокая смертность, периодический голод и связанные с ним колебания численности населения, постоянные войны между родами и племенами.
Представляется, что однозначного ответа на этот вопрос даже по отношению к уже в целом завершившейся стадии модернизации всё же не существует: уж слишком разными оказались условия бытия и функционирования
обществ кочевников в разных регионах мира.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кайрак — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
– Потому что
общество кочевников не могло удовлетвориться тем, что имело, – он принялся излагать заученными фразами прочитанную вчера главу.
Одни кочевниковеды отрицали классовую природу
обществ кочевников другие высказывались за наличие у номадов классов. третьи отстаивали тезис о «племенном государстве» – одной из переходных форм к феодализму, четвёртые писали о специфической природе кочевых обществ, основанной на внешнеэксплуататорских отношениях.
Есть в «Слове» и вторая модель языческого мира, и относится она к
обществу кочевников‐половцев.