Вся научность современной психологии строится на предположении, что психика существует и является
объяснительным принципом психологии.
Биологическая целесообразность является основной ценностью и главным
объяснительным принципом его теории.
Системность играет роль
объяснительного принципа научного познания, ориентируя исследовательскую практику в наиболее оптимальном направлении.
Бытие и небытие в его системе не есть два равноправных
объяснительных принципа мироустройства, безразличные человеку, его целям и надеждам.
Эта классификация приобретает функцию
объяснительного принципа, когда в качестве предмета исследования выступает творчество.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гартовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В создаваемых историками и антропологами моделях, как, видимо, и следовало ожидать, использовались определения, сводящие типы поведения к единому
объяснительному принципу.
Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алк-меон впервые пытается описать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве
объяснительного принципа чувствительности.
Идеи этих (и ряда других) авторов легли в основу так называемого «классического ассоцианизма» (середина XVIII – первая половина XIX в.), когда ассоциация становится универсальным
объяснительным принципом, на базе которого предпринимаются попытки построения психологических систем.
Задачей нашего исследования и был пересмотр традиционной психологии искусства и попытка наметить новую область исследования для объективной психологии – поставить проблему, дать метод и основной психологический
объяснительный принцип, и только.
Автор считает, что в понятии саморегуляции заложен «мощный категориальный, даже парадигматический потенциал, и экспликация этого потенциала понятия саморегуляции, понимаемого как общий
объяснительный принцип, позволяет прийти к далеко идущим выводам, важным для психологической науки в целом».
Это знаменует переход от «психофизиологического» мышления в рамках «нейромедиаторов, генов, РНК, гормонального уровня и пр.» к культурному и кросскультурному
объяснительному принципу явлений человеческой психики (Wittkower, Warns, 1980, S. 312–319).
Подходящий пример для этого случая: «история развития научной натуралистической психологии, ориентированной на знание, достаточно убедительно свидетельствует о тщетности усилий, направленных на выработку всеобщих категорий, о невозможности выхода за рамки каждый раз ограниченных, частных
объяснительных принципов и, следовательно, о бесперспективности построения на этом пути психологии <…> [напротив] история развития научных течений, ориентированных на идеал, показывает» сходство представлений о всеобщей цели человеческого развития (Заварзин, 2007, с. 11).
Наконец, он ввёл в психологию новые
объяснительные принципы, в частности принцип, который в дальнейшем был назван принципом интериоризации.
Именно здесь решение задач выступает в качестве ключевого
объяснительного принципа.
Это одновременно
объяснительный принцип и формула самооправдания.
Тогда противоречие между первичной абстракцией и
объяснительным принципом выступает в качестве принципа, объясняющего развитие единиц психологического анализа.
Категория «деятельность» в качестве
объяснительного принципа выражает универсальное основание человеческого мира.
Ещё одной специфической чертой проблемы рефлексии является то, что очень долгое время рефлексия в качестве научной категории использовалась преимущественно как интерпретационное средство и как
объяснительный принцип функционирования психики, а не как самостоятельный предмет изучения.
Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее был назван «интериоризацией» и стал важным
объяснительным принципом поведения на внешние раздражители.
Отвергая метафизику, обосновывая теорию познания исключительно на новой психологии, в которой он вместе с тем открывает и
объяснительные принципы гуманитарных наук, он создаёт новую связь гуманитарных наук, основанную на внутреннем опыте.
Там, где аксиоматическое построение науки не удаётся, возникает некое приближение к нему в виде исходных идеализации – абстракций, выполняющих роль предельного
объяснительного принципа.
Подобного рода ситуации возможно разрешить лишь с помощью философского анализа, способствующего, посредством рассмотрения возникших проблем через призму всеобщего и применения философских
объяснительных принципов, выработке новых философских оснований для дальнейшего развития научной теории.
Уровень методологиикак системы принципов и способов организации теоретической и практической деятельности в исследовании массовой коммуникации рассматривает способы построения научной теории, а также способствует применению различных научных теорий как
объяснительных принципов массово-коммуникативной деятельности.
Такой призмой, по мнению автора, является теория деятельности, выступающая как
объяснительный принцип социальной действительности.
Исходя из вышеизложенного, следует заметить, «что развитие деятельностного подхода и осмысление частных теорий деятельности менее всего может быть понято как простое навешивание термина «деятельность» на разнообразные феномены» [Лекторский 2001, с. 65], ибо теория деятельности по сути своей ориентирована на реализацию
объяснительного принципа в отношении различных явлений и процессов, проистекающих в обществе.
Все эти разногласия свидетельствуют об активной научной работе, ведущейся в области теории деятельности, которая на сегодняшний день, независимо от противоречий в методологии её исследования, является, по мнению автора, основным и ведущим
объяснительным принципом при анализе и описании социальных процессов, социальных структур и институтов.
– Автор развивает «теорию жизненного театра», призванную стать
объяснительным принципом социальности в самом широком смысле…
Однако называть синергетику новой познавательной моделью и новым всеобщим
объяснительным принципом, по мнению философов науки, было бы неверно [Капица, Курдюмов, Малинецкий, 2003; Михайловский, 19946].
Однако, диалектика
объяснительного принципа состоит в том, что, будучи объяснением, он одновременно предполагает существование особых внутренних процессов, механизмов, по отношению к которым выделенный принцип выполняет функцию описания.
Текущий уровень развития науки не позволяет сделать однозначные выводы о том, являются ли компьютерные игры фактором риска или источником развития, а дальнейшее развитие этой проблематики возможно в том числе с опорой на
объяснительные принципы отечественной психологии.
Кроме того, что понятие саморегуляции представляет собой
объяснительный принцип различных явлений, саморегуляция представляет собой предмет исследования, который «…можно определить как интегративные психические процессы и явления, которые обеспечивают самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и бытия» (Моросанова, 2011, с.8).
Проблема, однако, заключается в том, что каждая из этих областей обнаруживает тенденцию к инкапсулированию: находятся
объяснительные принципы и точные модели решения отдельных классов задач в то время как общие теории мышления оказываются мало применимыми.
Вторичные образы получали самое различное своё толкование: они были и «теоретическим
объяснительным принципом» (когнитивизм), и «эпифеноменальными конструк циями сознания» (интроспекционизм), их даже вообще не признавали в качестве психической реальности (бихевиоризм).
В то же время его превращение в междисциплинарный
объяснительный принцип, позволяющий по-новому взглянуть на субъекта профессиональной деятельности, выявляет ряд противоречий в исходной модели.
Эта, по всей видимости, рабочая идея учёного была подхвачена его активными «преемниками» и без должного осмысления провозглашена едва ли не главным методологическим
объяснительным принципом медиа: редакция – коммерческое предприятие; информация – товар; цель фирмы – обогащение.
В качестве основного
объяснительного принципа, здесь выдвигается принцип целостности…
Понятие «закономерность развития» введено в психологию в качестве важнейшего
объяснительного принципа «идеи развития».
Модель процесса рождения является мощным
объяснительным принципом в рамках феноменов специфического уровня бессознательного.
Для психологии этот
объяснительный принцип имеет большое значение, даже в современной науке.
Всяческие
объяснительные принципы и рассуждения, направленные на поиск глубокого смысла, объявляются незаконными.
Система пяти переходов энергии, лежащая в основе большинства школ, казалась ему хорошим
объяснительным принципом, далёким от религии, эзотерики и парапсихологии – не более чем метафора.
Финальность не просто логически возможна; она выступает как необходимый
объяснительный принцип, ведь никакое объяснение природы не может быть сугубо механистическим.
Всегда следует помнить, что, несмотря на идеально вообразимое единство фактов и наших идей,
объяснительные принципы суть не более чем точки зрения, то есть проявления психологической установки и априорных условий, при которых и осуществляется мышление.
В таком случае, даже если оставить в стороне безнадёжную теоретическую путаницу, к которой бы это привело, мы бы согрешили против методологической аксиомы, которая гласит: «Не следует множить
объяснительные принципы без необходимости».
Эти дисциплины, по его мнению, включают в себя массу интересных наблюдений, определённое число генерализаций, но не предлагают универсальных
объяснительных принципов.
Подражание рассматривается им в качестве универсального
объяснительного принципа всей жизни – как индивидуальной, так и общественной.
Как только множится количество примеров, выходящих за пределы типического, возникает необходимость во введении нового
объяснительного принципа.
Особенно трудным оказался при этом переход от использования рефлексии в качестве одного из
объяснительных принципов функционирования психических процессов к выделению рефлексии как особого предмета экспериментального изучения.
Психологи предложили главный
объяснительный принцип, который они назвали «законом ассоциации» (откуда и пошло название этой позиции).
Все они ищут только условия, причины данных явлений, и только causa efficiens, применяемая здесь в форме притягательных и отталкивающих сил, в связи с молекулами инертной и непроницаемой материи, как
объяснительный принцип явлений и является достаточной.