Едва ли многие понимают, как тяжело живётся родителям
особых детей.
Невозможность спрогнозировать развитие
особого ребёнка и ежедневные трудности усиливают тревогу, растерянность, ощущение безнадёжности.
Для помощи
особым детям там активно используются разные виды творческих занятий – рисование, лепка, шитьё, работа с деревом.
Мой опыт может оказаться полезным для родителей, которых застало врасплох рождение
особого ребёнка, и помочь по-другому взглянуть на ситуацию.
Таким образом обеспечивается поддержка
особого ребёнка непосредственно в школе.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скребень — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, мы ответили на вопрос о целипроведения занятий – это создание возможности для
особого ребёнка реализовать свой творческий потенциал.
Наиболее высокие результаты развития и адаптации
особого ребёнка достигаются при сочетании семейного воспитания и помощи специалистов.
А в классе действительно много детей, и у педагога – учебный план, а главное – не поймёшь, с какой стороны к этому
особому ребёнку подступиться, как найти с ним общий язык.
Для
особого ребёнка наиболее высокие результаты развития и адаптации достигаются при сочетании семейного воспитания и помощи специалистов.
Просто мне достался
особый ребёнок, как это принято сейчас называть.
Также считается, что интерес к
особым детям вторичен, что как раз существование в семье такого ребёнка придаёт новое направление профессиональной деятельности.
Возможно, это способ выживания
особых детей и взрослых, но у него есть свои минусы.
Удивительным образом это помогает и нам с нашими обычными
особыми детьми.
Страх утраты своей роли
особого ребёнка делает невозможным признание своих ограничений – признание, угрожающее, по его мнению, этому чувству исключительности.
Есть родители, которые опасаются, что нахождение в группе
особых детей может представлять опасность: их поведение, эмоциональная реакция.
В главе «Интеграционный маршрут» приводятся примеры успешной интеграции
особых детей в социуме, описываются различные развивающие среды, процесс введения ребёнка в группу.
В главе «Роли взрослых во время групповых занятий» описывается командный подход в работе с группой
особых детей.
В настоящее время благодаря происходящим в системе образования изменениям можно отметить всё больше случаев, когда система идёт навстречу ученику – создаются специализированные классы, меняется порядок работы в обычной школе, появляются интегративные классы, в которых получают возможность учиться
особые дети, и т. д.
Например, многие традиционные методы предполагают, что
особый ребёнок должен соответствовать неким стандартам: малышей пытаются заставить делать то, что они «должны» делать в своём возрасте.
Заметив дырочку в своём кармашке, государство уже забеспокоилось и с присущей ему аккуратностью заштопывает её, выдавая лицензии на образование
особого ребёнка тем организациям, у которых, скорее всего, никто эту услугу получать не захочет.
Для современных подходов к организации помощи
особому ребёнку характерна комплексная, командная работа, предполагающая участие разных специалистов, каждый из которых вносит свой вклад в развитие ребёнка; очень важно сотрудничество специалистов с семьёй; необходима в такой работе опора на сильные стороны ребёнка и уважение к его личности.
Только позже, родив второго ребёнка, я поняла, что со мной-то всё было в порядке: просто жизнь с
особым ребёнком строится совсем иначе и переживается гораздо тяжелее.
Кроме того, с семьями, где есть дети с особыми нуждами, гораздо легче и приятнее дружить домами; неадекватное поведение ребёнка их не поражает, а их дома обычно перестроены и приспособлены в соответствии с нуждами
особых детей.
Однако родители
особых детей порой чувствуют себя виноватыми, когда позволяют себе отвлекаться от ребёнка и тратить время на развлечения; такое поведение кажется им недопустимо эгоистичным и легкомысленным.
Дедушки и бабушки ребёнка принадлежат к старшему поколению; они росли во времена, когда отношение к
особым детям резко отличалось от теперешнего.
То есть всё направлено на социализацию
особых детей.
Но есть и другие проблемы, которые возникают по мере взросления
особых детей: как помочь им наладить связь с миром и в то же время защитить их?
Сейчас ситуация в этой сфере менее катастрофическая – для любого ребёнка с нарушением развития можно подобрать какую-либо форму дошкольного и школьного образования, хотя очевидно, что специализированный класс не даёт
особому ребёнку в полной мере того опыта, который приобретают дети, обучающиеся в обычной школе.
Почему с
особым ребёнком труднее именно матери?
Статьи, вошедшие в раздел «Развитие предметно-практической деятельности и арттерапия», посвящены разным формам проведения занятий по развитию творчества и деятельности
особого ребёнка.
Содержание учебно-методического пособия направлено на формирование у
особых детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в конкретной ситуации, выработку коммуникативных навыков.
Известно, что некоторые семьи
особых детей оказываются не в состоянии выйти из стадии родительства.
Родители выбирают путь борьбы и хотят, чтобы жизнь
особого ребёнка состоялась точно так же, как жизнь его братьев и сестёр.
Ибо нас обоих никто не достоин, ни тебя, ни меня, и только мы с тобою достойны друг друга, потому что мы совершенно
особые дети, рождения столь высокого, что весь мир должен быть с нами devotement кроток.
Есть мамы
особых детей, чьё родительство волею судьбы становится служением, требует гораздо больше мужества, оптимизма и самоотдачи.
Можно предположить, что, когда брат или сестра
особого ребёнка вырастают и покидают дом, семейная динамика заметно изменяется.
Эти данные мы можем в полной мере отнести к семье, в которой должен появиться
особый ребёнок – сирота.
Таким образом, рождение
особого ребёнка принесёт такой семье двойное потрясение.
Это заставляет нас с особенным вниманием отнестись к описанию факторов, которые отражаются на жизни семьи, и социальной политике, касающейся
особых детей и их семей.
Этот фактор прямо связан с идеей, согласно которой гибкость и качество взаимоотношений, присущие семье до появления
особого ребёнка, могут быть важным прогностическим признаком её способности к адаптации.
Возможно, наибольшую травму родителям и братьям/сёстрам
особого ребёнка наносит на этом этапе осознание хронической природы состояния ребёнка и неуверенность и тревога, сопутствующие мыслям о будущем.
Отвержение
особого ребёнка сверстниками заставляет его чувствовать себя одиноким и никому не нужным, что в свою очередь доставляет стресс его родителям, братьям и сёстрам.
Мой опыт охватывает широкий круг проблем и трудностей, с которыми сталкиваются
особые дети.
Работы этологов, которые мы обширно цитируем, помогли нам понять, как важно в коррекционной работе с
особыми детьми опираться на врождённые программы поведения, заложенные в человеке.
Мы полагаем, что современные модели арт-терапии в работе с
особыми детьми ориентированы на принцип сукцессии.
Результативность, индивидуальная и категориальная, сопровождения обучающихся с особенным статусом при этом была, конечно, много меньшей, чем в более адресных условиях, что налагало значительный отпечаток на научные и общественные представления об эффективности обучения
особых детей и подростков, соответствующие ожидания и целенаправленность усилий близких таких обучающихся и обучающих субъектов.