Квалифицированно проведённое педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для
педагогического проектирования образовательного процесса.
Задачи
педагогического проектирования возникают при общественном осознании противоречий и потребностей в сфере образования в связи с созданием и развитием образовательных систем.
Отметим, что само понятие нетрадиционностиуже даёт определённые ориентиры в характере процесса
педагогического проектирования.
Выявлены основные объекты
педагогического проектирования – образовательный стандарт, система учебных программ, система учебников и учебных пособий.
Таким образом, процедура
педагогического проектирования является итерационной.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: галенит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Учитывая процесс цифровой трансформации, который значительно ускорился в условиях пандемии COVID-19 в период 2020\2021 гг., к неоднозначному пониманию дефиниции медиаобразования добавляется ещё и изменение концепции
педагогического проектирования или педагогического дизайна образовательного пространства, а также применение медиаобразовательных технологий в процессе обучения.
С точки зрения задач нашего исследования, ценность данных работ состоит в том, что их результаты позволяют создать теоретико-методологическую основу
педагогического проектирования (его этапах, направленности, сферах применения, закономерностях) и возможности его использования в процессе разработки программы третьей ступени высшего образования на компетентностной основе.
Тюнникова и других педагогов позволили перейти к созданию и активному использованию на практике технологий
педагогического проектирования.
Начиная с 90-х гг. XX века теория и практика
педагогического проектирования получили широкое развитие.
Для решения некоторых практических задач в процессе
педагогического проектирования системы предвузовской подготовки иностранных студентов используем положения теории обучения на неродном языке, разработанные нами в книгах «Дидактический аспект обучения иностранных учащихся» (1999) и «Основы теории обучения на неродном для учащихся языке» (2000).
С учётом общности сущностных характеристик, социальное проектирование (и
педагогическое проектирование программ образования, как его разновидность) можно рассматривать как деятельность по преобразованию или созданию социальных (социально-педагогических, психолого-педагогических) систем, процессов, отношений в виде их моделей с целью оптимизации и развития реальной действительности, решения различных социальных (социально-педагогических, психолого-педагогических) задач, используя собственные методы, формы, средства и этапы реализации.
Ещё более подробное определение представляет
педагогическое проектирование как самостоятельную педагогическую деятельность, «посредством которой в интеллектуальном, семиотическом плане в ответ на потребности, возникающие в процессах развития человека, общества, культуры или самих образовательных систем, возможно предопределить создание новых или преобразование имеющихся объектов сферы образования и тем самым направить изменения в обликах широкого круга образовательных систем различного специального назначения» (Радионов, 1996, с. 123).
Задачи
педагогического проектирования формируют в рамках социально-педагогического, психолого-педагогического и собственно педагогического подходов и ставят на трёх уровнях – социокультурном, собственно педагогическом и индивидуально-личностном.
Данный подход позволяет рассматривать
педагогическое проектирование не только в научном, но и в практическом ракурсе.
Другое дело, что необходимо представлять, когда такая работа может проводиться (в первую очередь
педагогическое проектирование учитывает возрастной ценз) и в каких формах, как дозироваться, в каких случаях такая работа оправдана, а когда психологически и физически избыточна для конкретного индивидуума, объективно оценивать наличие у конкретного учащегося своей индивидуальной «планки» в продуктивном формировании уникумкомпетентностей и т. п.
Педагогическое проектирование урока – это предварительная разработка основных деталей предстоящего взаимодействия педагога и учащихся, направленного на предвидение педагогом путей достижения целей и достижение всеми учащимися запланированных образовательных результатов средствами предметного содержания и технологического инструментария.
Сами руководители и администрация учреждений дополнительного образования должны владеть технологиями
педагогического проектирования, программирования, организации прикладных педагогических исследований, ориентированных на формирование духовных запросов детей и подростков.
Выявление нескольких противоречий и, соответственно, осознание нескольких потребностей, соответствующих разным уровням рассмотрения и требующих различных подходов, «порождает» несколько цепочек проектировочных задач, значительно усложняя процесс
педагогического проектирования вследствие усложнения описанных выше согласований проектных решений.